Иссык куль, где это?

Сотни километров дорожного полотна. Самый длинный тоннель в стране. Грандиозные эстакадные мосты через бурный Нарын. Две тысячи рабочих, около 700 единиц тяжелой техники, сотни тысяч тонн цемента и взрывчатки.

Это самый амбициозный проект в Кыргызстане с момента обретения независимости – альтернативная автодорога Север-Юг.

Важнейший проект независимого Кыргызстана

Проект строительства альтернативной дороги появился на свет, когда руководство страны поставило одной из главных задач обеспечение национальной безопасности и поднятие уровня экономики глубинных регионов.

Образно говоря, целостность страны иногда зависела от одного тоннеля на перевале Төө-Ашуу.

Разработанный альтернативный маршрут дороги соединит две части страны – Юг и Север – через районы Внутреннего Тянь-Шаня.

Дорога будет на треть короче основной дороги Бишкек-Ош и позволит жителям южных областей добраться до Иссык-Куля всего за несколько часов.

Дорога свяжет внутренние районы страны с важными экономическими узлами, позволив увеличить товарооборот между регионами. С новой дорогой улучшиться доступ к крупным промышленным объектам — угольному Кара-Кече, золоторудному Макмалу, а также к будущим строящимся Камбар-Атинской ГЭС-1 и Тогуз-Тороузской ГЭС.

Проект автодороги – колоссальный для Кыргызстана. Ее предварительная стоимость оценивалась в 850 миллионов долларов. Несмотря на это, власти поставили цель – развитие регионов и поднятие уровня экономики.

Разработкой занимались сразу несколько проектных институтов.

В 2013 году специалисты начали инженерно-изыскательские работы, которые должны были оценить маршрут и решить, как строить дорогу.

Основная сложность в том, что 200 километров дорожного полотна должны были быть проложены там, где дорог никогда не было.

Инженеры работают очень тщательно, поэтому для расчетов используется высокоточное спутниковое оборудование. Для постоянного контроля качества на каждом участке созданы несколько лабораторий. Новейшее оборудование позволяет оперативно проводить контрольные испытания изделий и строительных материалов.

Строительство дороги из-за особенностей рельефа поделено на три фазы. Первая на сегодня уже практически завершена – проложена дорога от города Жалал-Абад до южного портала тоннеля на перевале Когарт, также построен участок дороги от села Кызыл-Жылдыз до села Арал.

Вторая фаза – самая сложная и затратная. Необходимо возвести два огромных эстакадных моста через реку Нарын и тоннель сквозь Ферганский хребет. Дорогу приходится строить с нуля.

Самый опасный участок – 54 километра от Казармана до слияния рек Нарын и Кокомерен. От инженеров требуется решение сложнейшей задачи – проложить широкую дорогу через узкое ущелье с высокими скалами.

Для строительства столь масштабного проекта важнейшей задачей является логистика – это доставка техники и строительных материалов.

Вся тяжелая техника завозилась из Китая – через Торугарт и Иркештам.

Для строительства необходимы огромные объемы материалов – миллионы тонн дизельного топлива, бензина, бетона, арматуры, битума и многого другого.

Часть материалов заказывается из-за рубежа, например, солярка, арматура и битум завозится из России по железной дороге — на станцию в городе Жалал-Абад, цемент марки 600 – из Китая. Задержка доставки чревата остановкой всей цепочки строительства.

Суровые условия позволяют вести работы только теплое время года – с апреля по ноябрь. Каждую весну строителям приходится приводить в порядок дороги на двух перевалах, ведущих в Тогуз-Торо.

Тоннель

Горы в Кыргызстане занимают свыше 90% территории. Иной раз добраться из одного района можно только через перевалы, которые в зимнее время часто закрыты из-за снега.

На сегодня трасса Бишкек-Ош это единственная дорога, связывающая северную и южную части Кыргызстана. Однако природные условия время от времени блокируют движение связи.

Тоннель на перевале Тоо-Ашуу построен в 1964 году. Через него ежедневно проходят сотни автомашин. Но зимой суровые условия высокогорья дают о себе знать – снег, серпантин и сильный уклон, высота в 3200 метров – все это затрудняет движение. Кроме того, на автодороге часто сходят снежные лавины (ущелье Чычкан) и происходят камнепады (между городами Таш-Кумыр и Каракуль).

При строительстве дороги и нового тоннеля через Ферганский хребет проектировщики постарались избежать таких условий.

Новый тоннель было решено проложить на высоте 2550 метров, это ниже зоны вечной мерзлоты, дорога к нему относительно не сложная. Общая длина составляет около 4000 метров.

В плане безопасности новый тоннель обещает стать на порядок выше. Во-первых, ширина проезжей части составит 10 метров. Во-вторых, имеется второй дополнительный – технический – тоннель. Он служит в качестве аварийного и в случае ЧП обеспечит быструю эвакуацию людей.

Бурение в новом тоннеле ведется одновременно с обеих сторон. Сейчас уже пробурено более половины тоннеля.

Из-за отсутствия линий электропередач, пришлось задействовать почти три десятка мощнейших генераторов на северном и южном порталах тоннеля. Суммарная мощность этих генераторов превышает 12 тысяч киловатт. Это могло бы обеспечить электроэнергией небольшой город. Но этого оказалось недостаточно и инженеры протягивают высоковольтные линии электропередач к каждому порталу.

Другая проблема в слабой осадочной породе, его приходится укреплять чаще. Это замедлило строительные работы. Бурильщики проходят всего по несколько метров в день. В южной части, как оказалось, рыхлая порода, бурить ее легко, но опасно – она может обрушиться в любой момент. В северной части, наоборот, оказалась твердая скальная порода. Это облегчает работы по укреплению стен.

Тоннель через Ферганский хребет станет одним ключевых инженерных решений при строительстве трассы Север–Юг. Он позволит вдвое сократить расстояние между городами Жалал-Абад и Казарман и сделать проезд безопасней.

Эстакадные мосты

Представьте себе строительство четырех высотных зданий и наведение между ними двухполосного шоссе. Все это надо сделать в труднодоступном горном ущелье. Два моста свяжут между собой хребты на 40-метровой высоте над бурлящим руслом Нарына.

Чтобы опоры могли крепко держать огромный вес моста, инженерам пришлось вбить их вглубь до 46 метров.

Первый мост через реку расположен на въезде в ущелье. Его длина 400 метров.

Второй мост намного длиннее – его протяженность свыше 1 километра. Это сооружение – самое масштабное в Кыргызстане. Строители пробирались к этой точке около двух лет, разрывая тонны скальной породы.

Участок, где возводят путепроводы, считается самым сложным в проекте. Главные враги строителей здесь – постоянные обвалы горной породы, бурное течение реки Нарын, которое часто размывает временные мосты и дороги, уносит технику.

Возведение масштабных железобетонных виадуков является одним из ключевых элементов дороги Север-Юг.

Тогуз-Торо и Жумгал считаются одними из труднодоступных районов и по дорожно-транспортным характеристикам по сути являются тупиковыми. Однако эти районы богаты полезными ископаемыми, обладают мощным энергетическим и туристическим потенциалом. Тогуз-Торо в зимнее время практически отрезан от внешнего мира. Качественные дороги здесь жизненно необходимы.

Дорога имеет вторую категорию, она должна выдерживать значительный поток автомашин, особенно грузового транспорта, учитывать сверхнизкие температуры зимой. Такое полотно легко может выдерживать нагрузку до 11 тонн на ось. Уклон на всем протяжении не превышает 8 градусов.

При строительстве на участке между Казарманом и Аралом пришлось проводить едва ли не самые масштабные взрывные работы. Для получения необходимой ширины полосы и нужного угла откоса взрывникам и строителям приходилось взрывать один участок по несколько раз.

Для строительства дороги были проложены сотни километров временных дорог. Это так называемые «технические дороги», которыми пользуются сами строители. На горных участках, к примеру, на 1 километр основной дороги приходится прокладывать 4 километра технических дорог.

Другой проблемой является постоянное укрепление откосов на некоторых участках. Мягкая порода на участке от Жалал-Абада до южного портала Кокартского тоннеля постоянно осыпается, что приводит к замедлению строительства.

По новой дороге расстояние от Жалал-Абада до Иссык-Куля составит 430 км, а сейчас расстояние – 740 км. Тем самым расстояние до Иссык-Куля сократится на 310 км. Жители юга смогут доезжать до озера всего за 6-8 часов.

Экономическая артерия

Проект «Север-Юг» позволит внутренним регионам Кыргызстана влиться в экономику и непосредственно участвовать в жизни страны.

Реализация проекта позволит в перспективе развивать сеть автодорог, а это сокращение транспортных путей, и соответственно расходов на пассажирские и грузовые перевозки из южных регионов в Нарынскую, Иссык-Кульскую, Чуйскую и Таласскую области. Строительство дороги также будет способствовать развитию международного и внутреннего туризма.

Районы проложения трассы — Сузакский, Тогуз-Тороузский, Джумгальский, Кочкорский районы получат дополнительные возможности для социально-экономического развития. С появлением новой стратегической трассы улучшится инфраструктура — появятся новые кемпинги, пункты питания, заправочные станции, СТО, появятся новые рабочие места.

В будущем благодаря трассе получим доступ к транзитной автодороге из Таджикистана в Казахстан с дальнейшим выходом в Россию. Это позволит в разы увеличить количество международных грузов, проходящих через нашу страну.

Кыргызстан получит колоссальный эффект от косвенных доходов.

С вводом в строй новой автодороги изменится жизнь всей страны!

Новая дорога Север–Юг – это путь Кыргызстана в БУДУЩЕЕ!

Полная версия документального фильма:

Фильм на кыргызском языке:

АКИpress готов всем заинтересованным телекомпаниям предоставить фильм в высоком качестве.

Строительство дороги оценивается почти в 850 млн долларов. В нем задействованы более двух тысяч рабочих, около 700 единиц тяжелой техники, использовались сотни тысяч тонн цемента и взрывчатки.

Дорога Север-Юг — самый амбициозный проект независимого Кыргызстана!

Иссык-Куль — основные курорты и районы, экскурсии и достопримечательности, музеи, отзывы туристов об Иссык-Куле.

Иссык-Куль — крупное высокогорное озеро, лежащее в Северном Тянь-Шане между двумя горными хребтами Кунгей Ала-Тоо и Терскей Ала-Тоо. Это второе по популярности направление после Байкала (его так и называют — киргизским Байкалом), если говорить о великих озерах, находящихся не в пределах нашей родины, но поблизости от нее.

Иссык-Куль не замерзает даже зимой, поэтому в Киргизию можно ехать в любое время года. Горный воздух, нетронутая производством природа и термальные источники дают целебный эффект, а живописные виды вылечат любую депрессию. А летом, когда можно купаться в кристально чистой воде (даже с дельтаплана видно дно озера!), курорт просто атакуют туристы.

Как добраться до Иссык-Куля

Ехать к озеру удобнее через Бишкек. В городе есть ж/д вокзал, а в 20 км от него — международный аэропорт Манас.

Дешевле и быстрее добираться на самолете. Аэропорт Бишкека принимает рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и ряда других городов. Из столичных аэропортов каждый день отправляются несколько десятков самолетов: летают «Урал Эйрлайнс», «Аэрофлот», «Эс Севен», «Туркиш Эйрлайнс» и другие. В расписании много прямых рейсов, перелет занимает 4-4,5 часа.

Билеты на рейсы со стыковкой в Новосибирске или Стамбуле обойдутся дороже.

Жителям Санкт-Петербурга придется лететь с пересадкой в Москве. Рейсов мало, выполняет их только «Аэрофлот», дорога занимает от 6,5 до 26 часов.

У москвичей есть еще один вариант — прямой поезд до Бишкека. Отправляется 2 раза в неделю с Казанского вокзала. Проезд в одну сторону обойдется в 219 USD, а слушать стук колес придется не меньше 3 суток. Прямого автобусного сообщения с Бишкеком нет, а добираться с пересадками долго, дорого и нерационально. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Как доехать от аэропорта до озера

От аэропорта до Западного автовокзала Бишкека ходят автобусы (№ 153) и маршрутные такси. Стоимость проезда — 40 KGS, в пути 30-40 минут. Ночью придется воспользоваться услугами такси, фиксированный тариф — 600 KGS (заказать машину можно в офисе Taxi Manas на 1-м этаже аэровокзала (западное крыло)). Далее нужно пересесть на автобус или маршрутку до одного из населенных пунктов на берегу Иссык-Куля. Точное расписание автобусов лучше узнавать в кассе, маршрутки ходят с 7:30 и отправляются по мере заполнения. Билеты обойдутся в 300 KGS, время в дороге — около 4 часов.

Поиск авиабилетов на Иссык-Куль

Основные курорты Иссык-Куля

По северному и южному побережьям Иссык-Куля раскиданы с десяток курортных городов и поселков. Балыкчи, который находится на западном берегу, первым встречает отдыхающих на пути от аэропорта Бишкека к озеру. Именно поэтому в народе его прозвали западными воротами Иссык-Куля. Это далеко не самый популярный курорт «киргизского Байкала», но многие выбирают его из-за хорошей транспортной доступности. В городе и окрестностях много гостиниц и семейных пансионатов. Распространен пляжный отдых, а из достопримечательностей — только древнее городище в соседнем Тору-Айгыр.

Большинство отелей и гостевых домов региона сосредоточены на северном побережье. Разброс цен приличный — от 1100 KGS за двухместный номер до 40 000 KGS за коттедж на 10 человек.

Один из самых популярных курортов Иссык-Куля — город Чолпон-Ата. Он находится на северном берегу, в 80 км от Балыкчи. Рекреационные возможности этого местечка способны удовлетворить самого требовательного туриста — целебный горный воздух и минеральные источники для желающих поправить здоровье, водный спорт, альпинизм, дайвинг, снорклинг, треккинг, конный туризм и многое другое. Для тех, кто предпочитает расслабиться в отпуске, — чистые пляжи и 5 подъемников, чтобы с комфортом подняться на вершину и оттуда полюбоваться горным озером.

На юго-востоке Иссык-Куля расположился популярный горнолыжный курорт Каракол. Сюда приезжают лыжники со всей Киргизии и стран СНГ. Есть полноценная спортивная база со всем необходимым для активного отдыха.

В 5 км от Чолпон-Аты находится небольшой курортный поселок Бостери. Это отличное место для отдыха с детьми — широкий песчаный пляж, экстремальные аттракционы и аквапарк. Кроме того, туристов привлекает самый большой на Иссык-Куле выбор водных развлечений — катера, мотоциклы, бананы, парапланы и парашюты. Здесь же расположена одна из крупнейших лечебниц.

Тамчи — небольшое село на северном побережье, в 45 км от Балыкчи. Гостиницы и пансионаты находятся практически в прибрежной зоне. В непосредственной близости много минеральных источников с теплой и мягкой водой, а в самом поселке — санаториев и лечебниц. Главная достопримечательность — Петроглифы Тамчи, которые датируются 1 тыс. до н. э.

В поселке Чок-Тал, что всего в 7 км от Тамчи, также есть своя термальная скважина и несколько пансионатов, специализирующихся на лечении минеральными водами. Для любителей активного отдыха — виндсерфинг, парусные яхты и лодки. Неподалеку от берега в воде просматриваются останки затонувшего городища. А вдоволь накупавшись, можно отправиться на экскурсию к древним курганам.

Гостиницы Иссык-Куля

Отели, гостиницы и другие варианты размещения раскиданы по всему побережью Иссык-Куля, но наибольшее их количество сосредоточено на северном берегу. Поскольку в регионе широко распространен оздоровительный туризм, отдельно стоит выделить санатории, которые помимо проживания и питания предлагают своим гостям лечебные процедуры. Разброс цен за ночь в двухместном номере большой — от 3000 до 10 000 KGS.

Для тех, кто приехал просто отдохнуть, на Иссык-Куле есть гостиницы, апартаменты и гостевые дома разных ценовых категорий. Цены за номер в мини-гостиницах Чолпон-Аты стартуют с 1000 KGS. Во многих из них в эту стоимость включен завтрак.

В Бостери и Чолпон-Ате есть пара гостиниц 2 и 3*. Ночь в двухместном номере обойдется в 4000-5000 KGS. Кроме того, есть вариант снять домик для отпуска или апартаменты на 4-10 человек. В некоторых случаях это выгоднее, чем брать несколько двухместных номеров в гостинице, а для веселой компании или большой семьи — и вовсе идеальный вариант. Цена вопроса — от 6500 KGS (на 4 человек) до 40 000 KGS (на 10 гостей).

Транспорт

Главный транспорт Иссык-Куля — автобусы. Правда, ходят они редко, некоторые — 2-3 раза в день. Их главная задача — связать Бишкек с курортами Каракол, Бостери, Чолпон-Ата, Джети-Огуз, Балыкчи и другими (стоимость проезда — 200-250 KGS), но и от одного населенного пункта до другого доехать можно. Немного чаще ходят маршрутные такси, отправляются обычно по мере заполнения. Стоимость проезда зависит от расстояния, маршрутка обойдется немного дороже (270-350 KGS), но и путь займет меньше времени.

Ж/д сообщение развито слабо. Конечная остановка единственной ветки находится в ближайшем к столице городе Балыкчи (Рыбачье). Дорога до озера занимает около 5 часов, проезд стоит 69 KGS для взрослых и 34 KGS для детей от 5 до 10 лет. Этот поезд ходит только в летний сезон.

По озеру ходят катера, яхты и даже теплоходы. Главные пристани находятся в Балыкчи, Караколе и Покровке. Рейсового сообщения между городами и поселками нет, единственный вариант для водных прогулок — арендовать транспорт у местных судовладельцев.

Наиболее интересные туристические маршруты Иссык-Куля пролегают там, где не проедет даже самый универсальный внедорожник. В горы проложены пешие тропы, но быстрее передвигаться верхом, тем более в регионе хорошо развит конный туризм. Многие пансионаты предлагают своим гостям отправиться на экскурсию в горы на лошадях.

Аренда авто

Автомобильная дорога опоясывает все озеро по кругу и проходит через основные курортные города и поселки. Если в планах посещение нескольких населенных пунктов, то автомобиль — лучший способ передвижения в окрестностях Иссык-Куля. Позаботиться об этом стоит заранее, поскольку взять машину можно только в Бишкеке и крупных городах.

Дороги местами сильно разбиты, поэтому лучше выбирать надежный автомобиль с хорошей проходимостью. К тому же проехать к местам стоянок древнего человека и другим историческим и природным достопримечательностям проще на внедорожнике, нежели на легковой малолитражке. В некоторых районах последняя будет и вовсе бесполезна.

Прокатных компаний в столице немного, есть местные («Бишкек прокат авто», «Русская Тройка», «Автотур») и международные (Advantour). Цена аренды сравнительно небольшая — от 1500 KGS в сутки. В стоимость обычно входит страховка, а за дополнительную плату можно взять детские автокресла.

Пляжи Иссык-Куля

Лучшие места для пляжного отдыха сосредоточены в курортном городке Чолпон-Ата и местечке Бостери. Один из самых комфортных и благоустроенных пляжей принадлежит санаторию «Голубой Иссык-Куль», расположенному на окраине Чолпон-Аты. Вход в воду пологий, побережье и дно озера песчаные. Работает прокат шезлонгов, зонтиков и спортивного инвентаря. Из развлечений — катание на бананах, катамаранах и прогулочных катерах, вход бесплатный.

Пляж «Голубой Иссык-Куль» подходит для семейного и молодежного отдыха. Днем здесь удобно и безопасно купаться с детьми, а ближе к ночи открываются дискотеки.

Городской пляж Чолпон-Аты привлекает отдыхающих прозрачной водой и пологим входом в воду, дно и берег покрывает чистый мелкий песок. Есть прокат катамаранов, зонтов и шезлонгов. Воспользоваться кабинкой для переодевания и укрыться в тени навеса можно бесплатно.

За тихим уединенным отдыхом отправляйтесь на пляж «Лагуна» в пригородах Чолпон-Аты. Туристов здесь в разы меньше, как и инфраструктуры — редкие зонтики, прокат катамаранов и раздевалки. Зато прямо с берега отлично клюет карась, что и привлекает сюда местных и приезжих рыбаков.

Один из самых знаменитых пляжей Бостери, «Золотые пески», принадлежит одноименному пансионату. Большой выбор развлечений на любой возраст и вкус собирает здесь молодежь и семьи с детьми. Дно и берег песчаные, вход в воду плавный, удобно купать малышей. На берегу большое колесо обозрения и другие аттракционы. Много водных горок, некоторые из которых ведут прямо в озеро. Вход на пляж бесплатный.

Лечение на Иссык-Куле

Оздоровительный туризм — одно из основных направлений региона. Иссык-Куль — национальная здравница Кыргызстана, которая с каждым годом привлекает все больше туристов из России, СНГ и Европы. Причина тому — большое количество минеральных источников и термальных скважин, пансионатов и лечебниц.

Для тех, кто хочет отдохнуть бюджетно, путевка в санаторий — не лучший вариант. Сэкономить на питании и проживании можно, выбрав один из вариантов размещения в частном секторе неподалеку от пансионата, в котором планируется проходить лечебные процедуры.

Спектр заболеваний, лечение которых предлагают санатории Иссык-Куля, очень широк: это болезни сердца и органов пищеварения, костно-мышечной и нервной систем, кожные и гинекологические заболевания. В зависимости от конкретного диагноза специалисты подбирают необходимые процедуры: душ Шарко, минеральные ванны, лечебная физкультура, талассотерапия и многое другое. Большинство лечебниц расположены на северном побережье озера, в районе популярных курортов Чолпон-Ата, Бостери, Тамчи и Чок-Тал.

Оздоровительный туризм на озере Иссык-Куль не ограничивается санаторным лечением. Целебный горный воздух, приближенный к морскому климат и широкие возможности для активного отдыха способствуют общему оздоровлению организма. Купание в теплой озерной воде, пешие и конные прогулки, дайвинг и альпинизм укрепят опорно-двигательную и сердечно-сосудистую системы, а минеральная вода очистит организм от шлаков и приведет его в тонус.

Дайвинг

Дайвинг на Иссык-Куле отличается от погружений в море — яркие кораллы и стайки цветных рыбок вы вряд ли увидите. Однако, и здесь есть на что посмотреть, самое интересное направление — рэк-дайвинг. На дне озера сохранились древние городища и другие поселения, возраст которых превышает 2500 лет. Конечно, зачастую в поросших илом силуэтах с трудом угадываются почти полностью разрушенные строения, зато можно обнаружить предметы быта и даже изделия из золота и серебра.

Стоимость услуг сравнительно небольшая. Для сертифицированных спортсменов она стартует от 1700 KGS за погружение, для новичков — от 2000 KGS. В цену входят услуги гида, аренда снаряжения и видеосъемка.

Дайверам стоит выбирать для отдыха Чолпон-Ату или Бостери — там находятся летние базы бишкекских давинг-клубов. Работают они обычно с середины июня до конца августа, когда температура воды позволяет погружаться на глубину до 17 м. Для новичков проводится обучение, первый заплыв — только в сопровождении инструктора.

Что привезти

Топ сувениров с Иссык-Куля венчают вкусные и полезные лакомства — мед и варенье. Также из съестного можно прихватить с собой грибы, свежие ягоды, фрукты и местную рыбку иссык-кульский чебачок. В сушеном и вяленом виде она точно не оставит равнодушными любителей пенного.

На мед и варенье в аэропорту Бишкека нужно заполнить фитосанитарный сертификат, чтобы не возникло проблем с провозом через границу.

Из несъедобных сувениров пользуются спросом изделия из войлока. В подарок старшему поколению прихватите теплые и удобные тапочки, молодым девушкам придутся по вкусу украшения и аксессуары (сумки, кошельки и косметички), а детям — забавные зверушки и куклы. Самый популярный войлочный сувенир — национальный киргизский головной убор ак-калпак. Также местный колорит передают миниатюрные юрты, раскладывающиеся по принципу нашей матрешки, и куклы в национальных костюмах. Кроме того, в сувенирных лавочках полно футболок, кружек и магнитов с символикой Кыргызстана.

Что попробовать

Национальные кулинарные традиции Киргизии близки к кухне Узбекистана и других среднеазиатских стран. Особое место занимают блюда из мяса, одно из самых известных — «бешбармак». И хотя это праздничное кушанье, для приготовления которого по традиции забивают барана, чтобы угостить самых дорогих гостей, попробовать его можно во многих ресторанах Иссык-Куля. Другие характерные для этих мест блюда из баранины — плов, шашлык и лагман.

Из молочных продуктов обязательно попробуйте кумыс (кобылье молоко) и «курут» (белые шарики, по вкусу напоминающие наш кефир). Еще два довольно специфичных кисломолочных деликатеса — айран и «сузмо».

Для любителей выпечки на Иссык-Куле готовят лепешки (обязательно в тандыре или «каттаму» с начинкой), самсу, «хошан» (пирожки) и многое другое. Очень вкусны местные манты, в России таких точно не найти.

Из алкогольных напитков спросом пользуются киргизские коньяки и бальзамы, их даже увозят домой в качестве сувениров. Многие туристы отдают предпочтение сорту «Кыргызстан» из-за оптимального сочетания цены и качества. Тем, кто предпочитает элитные напитки, стоит обратить внимание на «Манас» и «Энесай», стоимость которых приближается к французским коньякам.

Развлечения и достопримечательности

Кроме мягкого климата, горного воздуха и целебной ярко-синей воды, о которых уже сказано, Иссык-Куль привлекает своими золотыми пляжами, горячими минеральными источниками и лечебными грязями: озеро по сути — большая здравница. Но к оздоровительному эффекту от отдыха здесь прилагается еще масса впечатлений, ведь на Иссык-Куле уйма развлечений и мест, которые нельзя не посетить. Так что скучный санаторный отдых вам точно не грозит! Можно заняться трекингом, альпинизмом, отправиться в сплав по реке Чу или прогуляться на яхте по озеру. Познавательный туризм киргизы тоже сумели организовать хорошо.

4 вещи, которые нужно сделать на Иссык-Куле:

  1. Подняться в небо на дельтаплане, увидеть озеро с высоты птичьего полета и убедиться, что оно изумительно синее и прозрачное: видно даже дно!
  2. Посетить перевал Санташ, о котором сложена легенда: Тамерлан много раз пытался покорить племена, жившие на берегу озера, в один из походов он приказал своим воинам взять в руки по камню и сложить из них гору, на обратной дороге уцелевшие сделали то же самое, гора оказалась вдвое меньше. Эти насыпи получили название Санташ, что значит счетные.
  3. Раздобыть телескоп и ночью любоваться звездами, что висят на расстоянии вытянутой руки в Чолпан-Ате. Хотя — можно обойтись и без телескопа! В мегаполисе такой роскоши точно нет из-за вечного смога.
  4. Нырнуть в глубины Иссык-Куля в снаряжении и своими глазами увидеть развалины древних городищ, найденные на дне озера.

Чолпон-Ата

Курортный центр северного побережья Иссык-Куля Чолпон-Ата славится своими здравницами. Здесь много термальных источников, сероводородные и иловые грязи. На пляже работает самый большой в Киргизии аквапарк и аттракционы.

Обязательно прокатитесь на колесе обозрения: с 70-метровой высоты увидеть Иссык-Куль точно стоит!

Для экстремалов доступны серфинг, подводная охота и полеты на парашюте на буксире, походы в пещеры и горные ущелья. Один из популярных маршрутов — хребет Кунгей Ала-Тоо, с которого можно увидеть горные ущелья Чон-Кой-Суу и Чолпон-Ата с их знаменитыми петроглифами и курганными могильниками. Здесь альпийские луга соседствуют с вечными ледниками и водопадами.

Можно отправиться всей семьей на рыбалку или ипподром — посмотреть на породу киргизских лошадей, выведенных на местном заводе.

Будете в Чолпон-Ате, езжайте в Каменный сад. На 42 га раскинулся музей под отрытым небом — здесь сохранились развалины города эпохи Великого шелкового пути. А в культурном центре «Рух-Ордо» стоят 5 белых часовен, каждая посвящена отдельной религии.

Жемчужина Киргизии

Мертвое озеро

Всего в 200 м от Иссык-Куля, хотя эта близость в масштабах самого озера только кажущаяся, находится еще одна интересная достопримечательность — Кара-Кол или Мертвое соленое озеро. В поисках этого природного чуда лучше все же ориентироваться на город Балыкчи: от него до Кара-Кола чуть больше 70 км. Озеро примечательно тем, что в нем невозможно утонуть — такая концентрация соли! Его часто сравнивают с израильским Мертвым морем, сюда едут лечить кожные болезни. Иловым грязям Кара-Кола — черной, голубой и зеленой — приписывают еще более широкий спектр целебных свойств.

Барскаун

Путешественникам, выбравшим дикое южное побережье Иссык-Куля, стоит побывать в Барскауне. Местные называют его на свой манер — Барскоон. Это ущелье в горах Терскей-Алата, его протяженность 10 км. Именно здесь пролегал Великий шелковый путь в Китай. Но знаменит Барскоон прежде всего своими водопадами, у каждого — свое, необычное название. К примеру, Слезы барса, падающие со 100-метровой высоты, или Брызги шампанского. Про каждый водопад местные гиды расскажут невероятную легенду.

Не удивляйтесь, когда встретите в ущелье памятник Юрию Гагарину. Космонавт часто и с удовольствием отдыхал здесь.

Горячий источник Алтын-Арашан

На Иссык-Куле много целебных термальных источников, но самым лучшим сами киргизы считают Арашан, за что называют его золотым. Находится он в 10 км от города Каракола, рядом с селом Ак-Суу. Главное волшебство этого места в том, что здесь из земли бьют самые разные по температуре и составу воды источники: в роднике Джууку температура воды +34 °C, в Джилису — +40 °C, в Арашане — +50 °C. Первые два — сероводородные, последний — радоновый. Считается, что вода родников помогает при болезнях органов пищеварения, сердца, печени и суставов.

Купаться в источниках Арашана можно круглый год!

Танга Таш

Даже если вы не буддист, побывать на Танга Таше стоит. Местная святыня, представляющая между тем мировую ценность, — это цепочка из трех гигантских камней, расположенных примерно в 1 км друг от друга. Часто, конечно, путешественники добираются только до одного. На камнях — гравировки с тибетскими наскальными письменами, имеющими сакральный смысл. Это место, уверяют бывавшие тут, заряжает энергией.

Ущелье Джеты-Огуз

В горной долине Джеты-Огуз находится известный курорт, а известен он тем, что расположен на высоте 2200 м над уровнем моря и построен на горячих сероводородных источниках. Курорт окружают скалы с красноречивыми названиями: Разбитое сердце, Семь быков — у киргизов с описанием родных красот явный порядок. В Джеты-Огузе когда-то было древнее поселение, где располагалась ставка усуньского правителя. Ущелье Джеты-Огуз тянется на 37 км, оно буквально усыпано темно-зелеными елями.

Поход за Арабельским ветром

Лошади для киргизов — священные животные, они всегда жили рядом с людьми. Потому конный туризм здесь процветает. Можно отправиться верхом на часовую прогулку, а можно и в 15-дневный поход по перевалам и высокогорным ледникам под дивным названием «За Арабельским ветром». Что за ветер предстоит искать и что такое Арабельские сырты, вам объяснят инструкторы, если отважитесь. Туристы в этом путешествии сами готовят себе еду на костре, причем из того, что подстрелили или наудили, ухаживают за лошадьми — в общем, офисному планктону на пользу, и будет чем похвастаться перед коллегами.

Прежде чем отправиться в многодневный конный поход, убедитесь, есть ли у вас на это силы и здоровье. Людям, страдающим болезнями сосудов, такой тур противопоказан.

Погода на Иссык-Куле

  • Сегодня
  • Завтра
  • 5 октября, понедельник Малооблачно, небольшой дождь +11 °С днем+5 °С ночью
  • 6 октября, вторник Пасмурно, небольшой дождь +6 °С днем+6 °С ночью
  • 7 октября, среда Ясно +10 °С днем+3 °С ночью
  • Погода на 2 недели

Климат Иссык-Куля умеренно-континентальный и, несмотря на удаленность от морей и океанов, чем-то напоминает морской. Летом здесь стоит мягкая комфортная погода, зимой нет сильных холодов. Влажность на востоке и западе сильно отличается. В районе Балыкчи осадки выпадают в несколько раз чаще, чем в Караколе.

Любителям пляжного отдыха стоит планировать отпуск на период с мая по сентябрь. В это время температура воздуха и воды позволяет купаться и загорать. Но поскольку это не единственное туристическое направление региона, поток отдыхающих не иссякает круглый год. Зимой особой популярностью пользуется горнолыжный курорт в Караколе. А для тех, кто приезжает поправить здоровье в санаториях, время года и вовсе не имеет особого значения.

Иссык-Куль – (по-киргизски «горячее озеро») второе по величине (после Каспия) соленое озеро в мире, расположено на высоте 1609 м. Озеро в длину 180 км и 70 км в ширину, глубина в самом глубоком месте достигает 668 метров (средняя глубина 300 метров). Озеро никогда не замерзает (отсюда и происходит его название), несмотря на то, что оно окружено заснеженными горными вершинами.

Район Иссык-Куля был неизвестен западному миру до тех пор, пока русские исследователи, такие как, например, Семенов-Тян-Шанский, не побывали здесь с экспедицией.

На Востоке об этих местах было известно издревле. Об озере писал китайский путешественник Чжан Цзянь, побывавший на Иссык-Куле в 128 году до н.э. во время своего путешествия в 138-126 гг до н.э. Упоминание об озере в письменных источниках другого китайского исследователя — Сюань Чжаня встречается в описании его 16-летней экспедиции.

Название «Иси-Куль» впервые встречается в анонимном произведении «Границы мира с Востока на Запад», написанном на таджикском языке в 982 году нашей эры. В этой работе также упоминаются точные размеры озера.

Из Бишкека на озеро Иссык-Куль можно добраться через Бомское ущелье, либо сократить путь через долину Чон-Кемин. Озеро лежит на дне впадины и не имеет никакого оттока. Горы окольцовывают озеро, в его окрестностях лежит несколько долин, которые стоит посетить: это Григорьевка и Семеновка на севере, Барскоон на юге и долина вокруг Каракола.

Горы Кунгей («Солнечный») Ала-Тоо испещрены треккинговыми маршрутами, в том числе теми, которые ведут от озера в сторону города Алматы, в то время как на юге лежат Тескей Ала-Тоо («Темные горы»). Эти горные цепи защищают Иссык-Кульскую впадину от ледяных ветров и суховеев. Более того, долина представляет собой редкое сочетание уникального климата: морского, степного, горного и зоны вечных ледников. Да и само возникновение Иссык-Куля – до сих пор некая «геологическая загадка».

Озеро Иссык-Куль по-своему уникальное место, которое славится теплыми песчаными пляжами, термоминеральными радоновыми источниками, альпийскими лугами, хвойными лесами паркового типа. Все это великолепие располагается рядом с завораживающими горными вершинами и ледниками, среди которых немало высочайших горных вертикалей.

Киргизы именуют озеро Иссык-Куль не иначе как «Жемчужина Тянь-Шаня». А в 2004 году правительство даже объявило озеро национальным достоянием.

Благодаря своему размеру Иссык-Куль иногда выглядит как континентальное море с довольно большим количеством пляжей. Большинство из пляжных зон находится на северном побережье и является популярным местом посещения для туристов. Большое количество гостиниц, санаториев, пансионатов и гостевых домов расположено вокруг озера. Туристический сезон обычно длится с июня по сентябрь, но пик сезона приходится на период с 25 июля до 25 августа. В это время трудно найти место в гостинице, а цены достигают своего предела.

Для людей, имеющих проблемы со здоровьем, предлагается широкий выбор эффективного санаторно-курортного лечения. Функционирует отличная курортная зона с грязевым и термоминеральным лечением. В 200 м. от оз. Иссык-Куль и 8 км. от южной трассы находится Мертвое соленое озеро — аналог израильского Мертвого моря.

Иссык-Кульский район является местом гнездования и отдыха многих перелетных и зимующих птиц, таких как лебеди, гуси, утки, журавли, и многих других представителей фауны.

Количество солнечных часов в год в этом регионе составляет 2900. Из-за влияния на климат горных хребтов на севере и на юге, этот регион не страдает от резких перепадов температур. Летом температура обычно составляет около 25-28 °C, но, так как озеро находится на высоте около 1606 метров, здесь может быть довольно прохладно ночью. Зимой температура достигает -5 °C.

Температура воздуха и воды в туристический сезон

Температура воздуха и воды, C°

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Температура воздуха днём

Температура воздуха ночью

Средняя дневная температура

Температура воды днём

Температура воды ночью

Средняя температура воды

В преддверии начала курортного сезона в Кыргызстане Kloop.kg перечисляет способы, с помощью которых можно добраться из Бишкека до главной туристической зоны в стране — озера Иссык-Куль.

Летний туристический сезон в Кыргызстане традиционно начинается в июле и длится до середины сентября. Kloop.kg разбирается, какими способами можно добраться до «жемчужины» страны — озера Иссык-Куль:

Самолет

Стоимость: от 2800 до 4000 сомов (Ош — Тамчы)
Время полёта: 45 минут

Самый быстрый, но не самый распространенный способ добраться до Иссык-Куля. Власти Кыргызстана завершили в этом году реконструкцию взлетно-посадочной полосы в Тамчы, которая теперь сможет принимать большие авиалайнеры — к примеру, «Боинг-737» или «Аэробус А320».

По данным властей, уже с июля запустятся рейсы из российского Новосибирска, столицы Узбекистана — Ташкента, и из южной столицы Кыргызстана — Оша.

Стоимость зарубежных рейсов пока неизвестна. Из Оша в Тамчы пассажиры смогут долететь за 2800 — 4000 сомов по средам.

Кроме того, власти Кыргызстана ведут переговоры с официальной Алматой, а также рассматривают возможность запуска рейса из Бишкека.

Автомобиль

Стоимость: от 480 до 1408 сомов
Время: от 2,5 до 5 часов

На личном автомобиле из Бишкека до Чолпон-Аты — курортного города на берегу Иссык-Куля — можно добраться со средней скоростью 80 км/ч за 4 часа.

Средний расход бензина на малолитражке составит чуть больше 15 литров (от 480 до 660 сомов), а на автомобиле со средним объемом двигателя — до 32 литров (от 1024 до 1408 сомов).

Если нет собственного автомобиля, можно взять такси — стоимость этой поездки обойдется от 400 до 500 сомов с человека, в зависимости от типа машины.

На такси время поездки, по словам водителей, займет от 2,5 до 5 часов.

Водитель, который представился как Пётр, сказал Kloop.kg, что такси довозит пассажиров до входа в пансионат, а не оставляется на остановках.

«Мы обслуживаем клиентов от самого автовокзала до ворот пансионата, если клиент захочет поехать в другой пансионат, то мы отвезем его до любого желаемого им пансионата. Мы не бросим клиентов», — сказал Пётр.

Поезд

Стоимость: 70 сомов
Время: 4,5 часа

До Иссык-Куля можно добраться и на поезде. Рейс из Бишкека до Балыкчы отправляется по пятницам, субботам и воскресеньям в 6:40.

Относительно недорогая стоимость билетов, 70 сомов, отражается на удобствах —

Из Бишкека до Балыкчы поезд едет 4,5 часа.

Велосипед

Стоимость: зависит от прихоти велосипедиста
Время: в среднем 12 часов

Один из самых сложных способов добраться до Иссык-Куля — это поехать на велосипеде. По словам главы «Велосообщества Кыргызстана» Искендера Алиева, без специальной подготовки доехать из Бишкека до Чолпон-Аты «почти невозможно».

«Совет — хорошее физическое состояние, хорошее питание и питье, знание базовых вещей о велосипеде и его использовании. Если выехать не зная, будет пагубно для здоровья. Соблюдать ПДД», — сказал Алиев в интервью Kloop.kg.

По его словам, время пути до Иссык-Куля зависит от степени подготовки велосипедиста. Алиев сказал, что для поездки желательно иметь:

  • комплект для ремонта велосипеда;
  • аптечку;
  • воду;
  • еду, которая быстро усваивается и дает энергию;
  • одежду по сезону и для перемены погоды.

Затраты, по словам велосипедиста, зависят от маршрута поездки. Если ехать только из Бишкека до Балыкчы, то деньги понадобятся на воду и еду.

Сам Алиев советует велосипедистам ехать до Иссык-Куля на поезде.

«Добирался . Впечатления — «я сделал это!”. Плюсы — моральное удовлетворение. Минусы — усталость, впрочем она проходит», — сказал он.

Маршрутка

Автор фото: Malcolm Williams

Стоимость: от 280 до 300 сомов
Время: 5 часов

Самый распространенный среди кыргызстанцев способ поездки до Иссык-Куля — маршрутное такси. Оплата за одного человека составляет от 280 до 300 сомов.
Время в пути — 5 часов.

Уехать на маршрутке из Бишкека до Иссык-Куля можно в любое время.

Автобус

Фото: Olaf Koens

Стоимость: от 165 до 330 сомов
Время: 5 часов

Добраться до Иссык-Куля можно на автобусе. С западного автовокзала они отправляются только в вечернее время — с 21:00 до 23:00 часов.

Маршрут рейса: Бишкек — Чолпон-Ата.

Длительность поездки составляет 5 часов. Билеты можно приобрести сразу же в кассе автовокзала, их стоимость составляет 330 сомов. Детям до 10 лет предоставляется 50-процентная скидка — 165 сомов.

Авторы: Жибек Кубаныч кызы и Айсулуу Бердалиева
Автор фото на главной: Vinicius Ribeiro

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *