Содержание
Биография
Имя первого турецкого президента Мустафы Кемаля Ататюрка стоит в одном ряду с такими преобразователями истории, как Владимир Ленин, Джавахарлал Неру, Гамаль Абдель Насер, Ким Ир Сен, Мао Цзэдун. Для родной страны Ататюрк до сих пор культовая личность. Этому человеку турецкий народ обязан тем, что страна пошла по европейскому пути развития, а не осталась средневековым султанатом.
Детство и юность
Считается, что Ататюрк придумал себе и дату рождения, и имя. По одним источникам, день рождения Мустафы Кемаля — 12 марта 1881 года, повсеместно указываемую дату 19 мая — день начала борьбы за независимость Турции – он позднее выбрал сам.
Мустафа Риза родился в городе Салоники в Греции, которая в то время находилась под контролем Османской империи. Отец Али Риза-эфенди и мать Зюбейде-ханым по крови – турки. Но поскольку империя была многонациональной, среди предков могли оказаться славяне, греки и евреи.
Мустафа Ататюрк
Поначалу отец Мустафы служил в таможне, но из-за плохого здоровья уволился и занялся продажей древесины. Эта сфера деятельности не приносила больших доходов – семья жила очень скромно. Плохое здоровье отца сказалось на детях — из шести выжили только Мустафа и младшая сестра Макбуле. Позже, когда Кемаль стал главой государства, рядом с президентской резиденцией он возвел отдельный дом для сестры.
Мать Кемаля чтила Коран и поклялась, что если кто-то из детей выживет, то посвятит жизнь Аллаху. По настоянию Зюбейде начальное образование мальчика оказалось мусульманским – провел несколько лет в учебном заведении Хафыза Мехмет-эфенди.
Родители Мустафы Ататюрка
В возрасте 12 лет Мустафа уговорил мать отдать его в военную школу, на казенное существование. Там-то от учителя математики он получил прозвище Кемаль, что значит «совершенство», впоследствии сделав его фамилией. В школе и последовавших за ней Манастирской военной высшей школе и Оттоманском военном колледже Мустафа прослыл необщительным, вспыльчивым, чересчур прямолинейным человеком.
В 1902 году Мустафа Кемаль поступил в Оттоманскую академию Генштаба в Стамбуле, которую окончил в 1905-м. Во время учебы, помимо изучения основных предметов, Мустафа много читал, в основном труды Руссо, Вольтера, Гоббса, биографии исторических личностей. Отдельно выделял Наполеона. Завел дружбу с дипломатом Али Фетхи Окьяром, который познакомил молодого офицера с запрещенными цензурой книгами Шинаси и Намыка Кемаля. В это время в Мустафе начали зарождаться идеи патриотизма и национальной независимости.
Политика
По окончании академии Кемаля арестовали по обвинению в антисултанских настроениях и сослали в сирийский Дамаск. Здесь Мустафа основал партию «Ватан», что в переводе с турецкого означает «Родина». Сегодня «Ватан», пережив некоторые модификации, по прежнему стоит на позициях кемализма, остается значимой оппозиционной партией на политической арене Турции.
Мустафа Ататюрк в молодости
В 1908 году Мустафа Кемаль участвовал в Младотурецкой революции, которая ставила целью свержение режима султана Абдул-Хамида II. Под давлением общественности султан восстановил конституцию 1876 года. Но по большому счету ситуация в стране не изменилась, существенных реформ не проводилось, в широких массах росло недовольство. Не найдя общего языка с младотурками, Кемаль переключился на военную деятельность.
Как об успешном военачальнике о Кемале заговорили в годы Первой мировой войны. Тогда Мустафа прославился в сражении с англо-французским десантом в проливе Дарданеллы, за что получил звание паши (равноценно генералу). В биографии Ататюрка имеются военные победы при Киречтепе и при Анафарталар 1915 года, успешная оборона от британских и итальянских войск, командование армиями и работа в министерстве обороны.
Генерал турецкой армии Мустафа Ататюрк
После капитуляции Османской империи в 1918 году Кемаль стал свидетелем того, как вчерашние союзники принялись по кусочкам растаскивать его родину. Началось расформирование армии. Призыв о сохранении целостности и независимости страны был услышан. Ататюрк отмечал, что продолжит борьбу до тех пор, пока «не уберет вражеские знамена из очагов дедов, пока в Стамбуле гуляют вражеские войска и предатели». Подписанный в 1920-м Севрский договор, закреплявший раздел страны, Кемаль объявил незаконным.
В том же 1920-м Кемаль объявил столицей государства Анкару и создал новый парламент — Великое Национальное Собрание Турции, на котором был избран председателем парламента и главой правительства. Победа турецких войск в сражении при Измире через 2 года заставила западные страны сесть за стол переговоров.
Основатель Турецкой Республики Мустафа Ататюрк
В октябре 1923 года провозглашена республика, высшим органом государственной власти — меджлис (турецкий парламент), а Мустафа Кемаль избран президентом. В 1924 году, после упразднения султаната и халифата, Османская империя прекратила свое существование.
Добившись освобождения страны, Кемаль приступил к решению задач по модернизации экономики и социальной жизни, политического режима и формы правления. Еще находясь на военной службе, Мустафа ездил в многочисленные командировки и пришел к выводу, что Турция тоже должна стать современной и процветающей державой, и единственный путь к этому — европеизация. Последовавшие затем реформы подтвердили, что Ататюрк до конца придерживался этой идеи.
Мустафа Ататюрк выходит из здания парламента
В 1924-м принята конституция Турецкой республики, действовавшая до 1961 года, и новый Гражданский кодекс, во многом похожий на швейцарский. Турецкое уголовное право взяло основы у итальянского, а коммерческое — у германского.
В основу светской системы образования положена идея национального единства. В судопроизводстве запрещено применять законы шариата. В целях развития экономики принят закон о поощрении промышленности. В результате за первые 10 лет существования Турецкой республики создана 201 акционерная компания. В 1930 году основан Центральный банк Турции, в результате чего иностранный капитал перестал играть доминирующую роль в финансовой системе страны.
Мустафа Ататюрк на встрече с гражданами
Ататюрком введено европейское исчисление времени, суббота и воскресенье объявлены выходными днями. В приказном порядке введены европейские головные уборы и одежда. Арабский алфавит переведен на латинскую основу. Провозглашено равенство мужчин и женщин, хотя на деле по сей день мужчина сохраняет привилегированное положение. В 1934 году запрещены старые титулы и введены фамилии. Первым такой чести парламент удостоил Мустафу Кемаля, наделив фамилией Ататюрк – «отец турок» или «великий турок».
Ошибочно считать Кемаля вероотступником. Правильнее говорить о попытках приспособить ислам к ежедневным потребностям. Тем более, что кемалистам в дальнейшем пришлось пойти на уступки: открыть богословский факультет в университете, объявить день рождения пророка Мухаммеда праздничным днем. Ататюрк писал:
«Наша религия — самая разумная и самая совершенная из религий. Чтобы выполнить свою естественную миссию, она должна согласовываться с разумом, знаниями, наукой, логикой, наша религия может вполне соответствовать этим требованиям».
Мустафа Ататюрк еще трижды – в 1927, 1931 и 1935-м – переизбирался президентом. В годы его руководства Турция установила дипломатические отношения с рядом государств, получила предложение вступить в Лигу наций. Придало вес и географическое положение страны. Западноевропейские политики уже тогда оценили возможности Турции в налаживании отношений со странами Ближнего и Среднего Востока.
По инициативе Турции утверждена Конвенция Монтрё, до сих пор успешно регулирующая режим прохождения Босфора и Дарданелл, соединяющих Черное и Эгейское моря.
С другой стороны, радикальная националистическая политика Ататюрка отмечена насаждением турецкого языка, гонениями на евреев и армян, подавлением повстанческого движения курдов. Кемаль запретил профсоюзы и политические партии (за исключением правящей – Народно-республиканской), хотя понимал недостатки однопартийной системы.
Свое изложение становления турецкой государственности Ататюрк изложил в труде под названием «Речь». Отдельной книгой «Речь» издается до сих пор, цитаты современные политики используют для придания красочности собственным выступлениям.
Личная жизнь
Личная жизнь первого президента Турции не менее бурная, чем общественная. Первую любовь Мустафы звали Елена Каринти. Девушка происходила из богатой купеческой семьи, а Кемаль в ту пору учился в военном училище. Отцу девушки не понравился бедный жених, и он поспешил найти для дочери более выгодную партию.
Мустафа Ататюрк и его жена Латифе Ушаклыгиль
Во время военной службы Кемалю пришлось жить в разных городах, и везде он находил женскую компанию. Среди его приятельниц называют устроительницу султанских приемов Рашу Петрову, дочь военного министра Болгарии Димитриану Ковачеву.
С 1923 по 1925 Ататюрк состоял в браке с Латифе Ушаклыгиль, с которой познакомился в Смирне. Латифе также принадлежала к богатой семье, получила образование в Лондоне и Париже. Своих детей у пары не было, поэтому обзавелись 7 (в некоторых источниках 8) приёмными дочерьми и сыном, а также опекали двух мальчиков-сирот.
Дочери Мустафы Ататюрка
Дочь Сабиха Гёкчен позже стала первой турецкой женщиной-пилотом и военным летчиком, сын Мустафа Демир – профессиональным политиком. Дочь Афет Инан — первая в Турции женщина-историк.
В чем была причина расставания с Латифе – неизвестно. Женщина переехала в Стамбул и каждый раз уезжала из города, если туда приезжал Ататюрк.
Смерть
Ататюрк, как обычные люди, не избегал развлечений. Известно, что Кемаль пристрастился к алкоголю, смерть от цирроза печени застала его в Стамбуле в ноябре 1938 года.
Мавзолей Мустафы Ататюрка
Через 15 лет прах первого президента перевезли в мавзолей Аныткабир. Там же находится мемориальный музей, где выставлены одежда, предметы личного пользования, фотографии.
Память
- Имя Ататюрка носят школы, плотина на реке Евфрат и главный аэропорт Турции в Стамбуле.
- В Трабзоне, Газипаше, Адане, Аланье действуют музеи Ататюрка.
- Памятники первому президенту Турции установлены в Казахстане, Азербайджане, Венесуэле, Японии, Израиле.
- Портрет изображен на банкноте турецкой валюты.
Цитаты
«Те, кто считают религию необходимой для удержания правительства на ногах — слабые правители; они держат народ в капкане. Каждый может веровать как пожелает. Все поступают в соответствии со своей совестью. Однако это верование не должно ни противоречить благоразумию, ни нарушать свободу других людей». «Единственное средство сделать людей счастливыми — всемерно содействовать их сближению…» «Жизнь — это борьба. Поэтому у нас есть лишь два выбора: победить, проиграть». «Если бы в детстве из добытых мною двух копеек я бы не тратил одну на книги, то не достиг бы того, чего достиг сегодня».
Первое мусульманское богослужение состоится в Айя-Софии 24 июля, но уже сейчас особо нетерпеливые собираются на намаз у ограды бывшего музея. Фото Reuters
Спустя несколько дней после того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о преобразовании Святой Софии в мечеть, можно уже уверенно утверждать, что мир мало того что не перевернулся, он не особо и протестовал. Да, отчаянные заявления делали греки, как политики, так и церковные деятели, но это было воспринято как естественная реакция извечных региональных соперников Турции.
А режим в Анкаре перерос региональное соперничество. Турция под руководством Эрдогана давно уже замахнулась на большую шахматную доску глобальной политики. Она занята тем, что пытается оторвать себе кусок пирога покрупнее там, где за добычу состязаются ведущие державы. Турция оккупировала часть Сирии, активно участвует в гражданской войне в Ливии. Чуть раньше пыталась замахнуться на Египет, но там военный режим быстро оправился от притязаний исламистов и сам стал игроком на ближневосточном и североафриканском направлениях соперничества ведущих государств.
Дать по рукам неоосманистам в Анкаре могли бы мировые державы, но их реакция на символический жест Эрдогана оказалась предельно вялой. Госдеп в итоге отделался дежурным порицанием. Вашингтон сейчас гораздо больше волнуют права верующих в Китае, что можно использовать для давления на правящих в Пекине коммунистов. В эти дни КНР и США азартно обмениваются заявлениями о взаимных санкциях в отношении чиновников обеих стран.
Между Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом 13 июля состоялся телефонный разговор. Инициатором общения выступил турецкий президент: он поздравил российского лидера с состоявшимся голосованием по поправкам к Конституциии РФ. В конце разговора Путин обратил внимание Эрдогана на «значительный общественный резонанс, который вызвало в России решение изменить статус храма Святой Софии в Стамбуле». «Президент Турции дал соответствующие пояснения, отметив, что доступ к этому уникальному памятнику мировой цивилизации будет гарантирован для всех желающих, включая иностранных граждан, и будет обеспечена сохранность христианских святынь», говорится в публикации на официальном сайте президента РФ.
Никаких эмоций. Анкара – политический и деловой партнер Москвы. Газопровод и продажа вооружений важнее, чем судьба музея, пусть и из списка ЮНЕСКО. Святая София перестала быть музеем? Ну и что: у нас самих предлагают Исаакиевский собор передать в управление Русской православной церкви.
Для Анкары важнее внутриполитический эффект решения Эрдогана. Турецкий президент раскручивает маховик исламизации, который он запустил в 2003 году, с тех пор как стал премьер-министром, а затем и президентом с расширенными полномочиями. В стране есть мощная оппозиция политическому проекту Эрдогана, что показали волнения в Стамбуле в 2013 году. Оппозиционная Республиканская народная партия отстаивает основы секулярной республики, заложенные создателем современного турецкого государства Мустафой Кемалем Ататюрком. Чем сильнее сопротивление, тем Эрдогана сильнее заносит в сторону исламизации общественной жизни. Айя-София – один из символов реформ Ататюрка, который в 1934 году превратил османскую мечеть в музей, чтобы показать Западу: новая Турция больше не несет бремя мусульманского универсализма, как это было во времена империи и халифата. Сейчас Эрдоган заявил, что изменения статуса Святой Софии потребовал народ, то есть президент продемонстрировал очередную победу над оппозицией.
О возвращении мусульманского богослужения в Айя-Софию говорят уже давно, но с мая по июль с.г. события стали стремительно развиваться в заданном направлении. То, что это было предрешено, писал еще в 1990-е годы Самюэль Хантингтон в «Столкновении цивилизаций». Полистаем книгу. «»Турция …обладает историей, населением, средним уровнем экономического развития, национальным единством, военными традициями и компетенцией, чтобы стать стержневым государством ислама. Однако Ататюрк, четко определив Турцию как светскую страну, не дал Турецкой Республике перенять эту роль по наследству у Оттоманской империи…Пока Турция продолжает определять себя светской страной, роль лидера ислама ей заказана. Однако что будет, если Турция переопределится? В какой-то момент Турция может отказаться от своей угнетающей и унизительной роли просителя, умоляющего Запад о членстве в ЕС, и вернуться к более впечатлительной и возвышенной исторической роли основного исламского представителя и антагониста Запада» (цит. по: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М. АСТ. 2003).
Во время намаза христианские изображения
будут камуфлировать специальным
освещением. Фото Reuters
Предсказания Хантингтона сбываются с пугающей точностью. Как раз в эти дни в Евросоюзе говорят о том, что пора поставить точку в неудачных попытках вхождения Турции в цивилизационно чуждый ей союз государств. «Переговоры о приеме Турции оказались исторической ошибкой, которая вызвала только фрустрацию в Турции и не привела страну ближе к ЕС. Мы должны прекратить переговоры о вступлении Турции в ЕС и разработать новую легальную основу для наших отношений с этой страной», – заявил глава Европейской народной партии (ЕНП) Манфред Вебер 9 июля, накануне решения Эрдогана по Айя-Софии. В последнее время лидер Турции «бодается» с президентом Франции Эмманюэлем Макроном, который в марте сообщил, что «главный враг Французской Республики – исламский сепаратизм». Потом оба лидера пикировались по поводу судьбы Ливии, где столкнулись два «неоколониальных» проекта: французский и «османский», спорили о роли Турции в НАТО. Эрдогана раздражают не только французские политики. В 2017 году тогдашний глава МИД Германии Зигмар Габриэль назвал «грубым вмешательством в предвыборную кампанию» призыв турецкого президента к выходцам из Турции не голосовать за канцлера Ангелу Меркель на выборах в немецкий Бундестаг. И французы, и немцы обвиняли новоявленного «султана» в том, что он вмешивается в суверенитет этих стран. Теперь Эрдоган отвечает той же монетой: он называет вопрос о Святой Софии внутренним делом своей страны и принципиальным для демонстрации суверенитета Турции. А главное – возвращение мусульман в бывший собор и музей знаменует отказ от кемалистского проекта вестернизации.
Культурную общественность волнует, что в результате могут пострадать уникальные византийские фрески и мозаики собора, которые на протяжении десятилетий реставраторы с трудом извлекали на свет божий. Еще не истерлись из памяти разрушения ценнейших памятников культуры и истории, учиненные «Исламским государством» и «Талибаном» (обе террористические организации запрещены в РФ). Однако турки готовы разрешить проблему христианских изображений в мусульманском молитвенном доме цивилизованно. Например, «драпировать» Христа и Богородицу при помощи особой подсветки. Эрдоган демонстрирует сдержанность, при этом ловко переключая на себя политическую энергию исламизма. Грубые и жестокие террористические движения, поднявшие на щит идею возрождения исламского сверхгосударства – халифата, потерпели фиаско, дискредитировав эту концепцию. Однако Эрдоган показывает, как под вывеской цивилизованности можно возродить к жизни политический исламский проект, но при этом не восстановить против себя весь мир.
При этом политически активными мусульманами турецкий президент сегодня воспринимается как единственный легитимный лидер глобального масштаба. В багаже у Турции исторически признанный Османский халифат, мусульманская благотворительность и правозащита по всем континентам. Плюс большой личный авторитет Эрдогана. Популярность турецкого президента можно сравнить с преклонением мусульман перед революционным президентом Египта Гамалем Абдель Насером в 1950–1960-е годы.
Если судить по обсуждениям в социальных сетях, то становится ясным, что Эрдоган вызывает обожание и у многих российских мусульман. Известно, что во многих российских городах, как в центре страны, так и в национальных республиках, Турция помогает строить большие мечети. Видные деятели российского ислама с пиететом высказываются о действиях Эрдогана. Пытаются оправдать они и превращение Айя-Софии в мечеть, считая, что любая молитва – во благо.
Здесь опять нельзя не вспомнить Хантингтона: «Усвоив уроки добра и зла западного влияния – секуляризм и демократию, – Турция может добиться аналогичного права стать лидером ислама. Но чтобы добиться этого, ей нужно отречься от наследия Ататюрка еще решительней, чем Россия отказалась от ленинских заветов. Возможно, для этого потребуется лидер масштаба Ататюрка, который объединит религиозное и политическое наследие, чтобы превратить Турцию из разорванной страны в стержневое государство». Напомним, это написано еще тогда, когда Эрдоган был лишь у подножия политического олимпа, один из многих лидеров турецкого умеренного исламизма, ведь он только-только избрался мэром Стамбула.
Похоже, мировое сообщество вполне устраивает, что главным выразителем политической исламской идеи оказался лидер Турции. Он фокусирует на себе политическую энергию мусульман, но при этом положение Турции как развитого и легитимного государства, встроенного в многочисленные международные организации, очищает исламизм от радикальных черт, превращающих его в деструктивную силу, с которой человечество никогда не примирится. А с новоявленным турецким «султаном» Запад и немусульманский Восток могут более-менее спокойно сосуществовать.
Армения и Азербайджан обвинили друг друга в нападении
Утром 27 сентября министерство обороны Азербайджана сообщило, что Армения обстреливает населенные пункты вдоль границы стран.
Как утверждают в ведомстве, армия провела «контрнаступательную операцию» после нападения Армении.
В ответ на это премьер-министр Армении обвинил Азербайджан в нападении на Нагорный Карабах. «Враг начал атаку на Арцах. Армия обороны успешно столкнулась с нападением», — написал он в фейсбуке.
Армения сообщила, что сбила два азербайджанских вертолета и три беспилотных летательных аппарата. В министерстве обороны Азербайджана подтвердили потерю одного вертолета.
Нагорный Карабах и Армения ввели военное положение. По словам омбудсмена Нагорного Карабаха Артака Бегларяна, погибли ребенок и женщина. Он добавил, что ударам подверглись школы в Степанакерте, а «Масштабные повреждения гражданских объектов есть в многочисленных населенных пунктах».
Конфликт между армянами и азербайджанцами по национальному признаку обострился в последние годы существования СССР: за историю советского государства азербайджанское население Нагорного Карабаха — автономной области в составе Азербайджана — выросло с 6% до 23%.
В 1988 году в Сумгаите неподалеку от Баку произошли погромы, в которых погибли несколько десятков человек, после чего из Армении начали автобусами вывозить азербайджанцев, а из Азербайджана — армян. После нападений на армянское население Баку в 1990 году в столицу Азербайджана ввели советскую армию.
Через месяц после Беловежских соглашений, закрепивших распад СССР, о своей независимости объявила Нагорно-Карабахская республика, после чего регион на несколько лет охватила война. Соглашение о прекращении огня было подписано только в 1994 году, под контролем непризнанной НКР осталась большая часть территории бывшей автономии.
Сейчас население НКР (другое армянское название — Республика Арцах) практически целиком состоит из армян, там используются армянская валюта; тем не менее официально Армения ее независимость не признает.
Бывший премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу повысил градус критики в адрес действующего президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана. Накануне, 21 июня, выступая на местном канале Karar TV, Давутоглу призвал главу государства раскрыть местонахождение 110 миллиардов турецких лир (более $ 16 млрд), которые, по его словам, бесследно исчезли.
После выхода в прошлом году из правящей Партии справедливости и развития (ПСР) под председательством Эрдогана экс-премьер обвинил нынешнего президента страны в коррупции и неспособности управлять экономикой.
Во время своего выступления на Karar TV Давутоглу заявил, что в Турции впервые с 2002 года, момента прихода к власти ПСР, наблюдается такой большой дефицит госбюджета и пандемия коронавирусной инфекции Covid-19 «не виновата в текущем экономическом кризисе».
В мае Эрдоган обвинил Давутоглу и других бывших политических соратников в мошенничестве с государственным банком Halkbank через выделение ссуд на создание Стамбульского университета «Шехир», который был основан Давутоглу. Однако тогда бывший премьер нанёс президенту ответный удар, призвав парламент провести расследование по выдвинутым ранее в СМИ обвинениям Эрдогана и членов его семьи в коррупции.
Напомним, Ахмет Давутоглу, некогда ближайший соратник турецкого лидера, вышел из ПСР и объявил 13 декабря 2019 года о создании «Партии будущего». Презентацию своего политического проекта Давутоглу сопроводил очередной порцией жёсткой критики в адрес главы государства и ПСР. По его словам, развитие Турции сдерживают концентрация власти в одних руках, экономический кризис и атмосфера страха. Давутоглу призвал своих единомышленников к «капитальному ремонту политической системы» Турции.
Ахмет Давутоглу стал премьер-министром Турции в 2014 году — после пятилетнего пребывания на посту министра иностранных дел. Но в 2016 году он неожиданно поссорился с Эрдоганом, что привело его к неминуемой отставке. Дистанцирование Давутоглу, бывшего вице-премьера Али Бабаджана и ряда других видных функционеров ПСР, включая экс-президента Турции Абдуллу Гюля, от Эрдогана произошло после попытки госпереворота в июле 2016 года. Все трое указанных политиков к тому же не одобрили инициированный нынешним президентом переход Турции от парламентской к президентской системе правления.
Турция: рассказ об особенностях туризма и отдыха. Полезная информация о Турции для путешественника.
Будущий президент Турции родился в 1881 г. в городе Салоники (сейчас это территория Греции), родители назвали его Мустафой. В военном училище, куда Мустафа поступил после школы, преподаватель математики прибавил к его имени Кемаль, что по-турецки означает «совершенство, безупречность». В юности талантливый офицер увлекался литературой и поэзией, однако делом всей жизни впоследствии избрал политику.
Во время Первой мировой войны Мустафа Кемаль бесстрашно сражался на многих фронтах от Ливии до Сирии, но самым важным этапом в карьере стало участие Мустафы в обороне пролива Дарданеллы от англо-французских войск, которые численно превосходили противника.
Предыдущая фотография 1/1Турки очень любят и уважают своего первого президента: практически в каждом городе и деревушке страны есть улица, названная в его честь.
В 1916 г. его произвели в генералы и присвоили звание паши. После войны Османская империя распалась, а страны-победительницы оккупировали большую часть территории Турции. Тогда Мустафа возглавил национально-освободительное движение. После изнурительной борьбы за свободу в 1923 г. была провозглашена независимость Турецкой республики, первым президентом которой и стал Мустафа Кемаль. По просьбе своего народа в 1935 г. Мустафа принял фамилию Ататюрк («отец турок»).
Масштабные реформы Ататюрка привели к постепенному превращению Турции в светское государство, среди них: введение латиницы, предоставление женщинам равных с мужчинами прав, принятие нового Гражданского кодекса. Сам президент был атеистом, но ислам во времена его правления и после не подвергался гонениям. Политические действия, предпринимавшиеся Ататюрком, ставили своей целью возвращение турецкому народу национальной гордости и самосознания без применения каких-либо силовых методов.
Мустафа Кемаль скончался в 1938 г., сейчас его останки находятся в специально выстроенном мавзолее Аныткабир в Анкаре. Турки очень любят и уважают своего первого президента: практически в каждом городе и деревушке страны есть улица, названная в его честь. Неуважительное отношение к его памяти — оскорбление каждого местного жителя, которое они воспринимают очень серьезно.