Усадьба приютино

афиша, события и экскурсии

Полная афиша Литературно-художественный музей-усадьба «Приютино»

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата открытия — 1974г.

февраль — Масленица
июнь — Оленинский фестиваль

Описание:
Музей открыт в 1974 в бывшей усадьбе А.Н. Оленина — президента Академии художеств и Императорской Публичной библиотеки. Его жена — Елизавета Марковна в 1795 купила у барона Г.И. Фредерикса 776 десятин земли между р. Лубьей и Смольным ручьем в 16-ти верстах от Петербурга. Мыза Приютино была построена к 1805 г. Постепенно деревянные строения сменились каменными, из неоштукатуренного кирпича. Усадьба, которой Оленины владели до 1841 г., в пору расцвета включала два господских дома, оранжереи, многочисленные хозяйственные постройки, пейзажный парк на берегу пруда.

В главном музейном здании открыта экспозиция, рассказывающая об истории усадьбы, о жизни семьи Олениных, а также о тех событиях в истории русской культуры и искусства, которые связаны с именами людей, посещавших Приютино. В большинстве комнат первого господского дома воссозданы интерьеры, соответствующие их назначению: кабинет, галерея, гостиная, спальня, столовая. Дополняет картину усадебного быта жилые покои на мужской и женской половине второго этажа.

Экспозиция включает в себя ценные мемориальные и документальные материалы. Среди них портреты, пейзажи, зарисовки, личные вещи, автографы, книги

Здание(я):
Единственная в регионе музеефицированная усадьба пушкинской поры с ярко выраженным английским стилем с пейзажным парком нерегулярного типа

Основные экскурсии:
Обзорная экскурсия по первому господскому дому

Местные достопримечательности:
«Дорога Жизни» (Рябовское шоссе), на котором находятся памятники : «Цветок жизни», » Траурный курган (Дневник Тани Савичевой)»; Памятник «Полуторке», памятник «Разорванное кольцо», памятник «Балтийские крылья», Музей «Дорога Жизни»
Церковь Спаса Нерукотворного в бывшем имении Всеволожских

профессионалу

Основные должностные лица:
Заведующий: Мазур Леонид Викторович, тел. (911) 9152625
Главный хранитель: Антонова Нина Михайловна, тел. (81370) 29-500
Тел. дирекции:
(81370) 29-500, Факс: (81370) 29-500
Адрес дирекции:
188641, Ленинградская область, г. Всеволожск, усадьба «Приютино», д. 1
Даты открытия и основания:
открыт: 1974г.
Бюджетный статус:
Субъект РФ
Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение
Тип организации:
культурно-массовая
Классификация организации:
архитектурно-ансамблевая , литературная , художественная
Площади организации:
экспозиционно-выставочная 400м2
временных выставок 50м2
фондохранилищ 400м2
парковая 11га
Количество сотрудников:
20, из них 6 научных
Среднее кол. посетителей в год:
16000
Вышестоящая организация:
Государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области «Музейное агентство» — R958
Единиц хранения:
12044, из них 10815 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Живопись — более 100 ед. хр.
Графика — около 3000 ед. хр.
Cкульптура — около 100 ед. хр.
Документы и фотографии — около 2000 ед. хр.
Декоративно-прекладное искусство — около 2500 ед. хр.
Редкая книга — около 2700 ед. хр.
наиболее интересные предметы фондов

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея
Примечание:
Официальное название музея: Литературно-художественный музей-усадьба «Приютино» — Приютинский филиал ГБУК ЛО «Музейное агентство».
Виды деятельности и первоочередные задачи, в которых нужна помощь сторонних организаций и фондов: закупка техники, подготовка изданий, научные и реставрационные работы, проведение массовых мероприятий.

информация от: 11.08.2017

Фото: Литературно-художественный музей-усадьба «Приютино»

Фото и описание

Неподалеку от Санкт-Петербурга в живописном городе Всеволожск находится музей-усадьба «Приютино», владельцем которой был президент Академии художеств, директор Публичной библиотеки Алексей Николаевич Оленин. Особая историческая и архитектурная ценность усадьбы заключается в том, что она является одной из немногих загородных усадеб начала 19 века, дошедших до нас.

В центральном здании усадьбы расположена выставка, посвященная быту и повседневной жизни обитателей поместья, событиям, происходившим здесь, рассказывает о людях, гостивших в доме. Здесь воссоздана историческая обстановка гостиной, спален, кабинета, столовой. В числе экспонатов – документы, рассказывающие о хозяевах имения, личные вещи, зарисовки, книги с автографами.

Стены кабинета А.Н. Оленина, комнаты его супруги Елизаветы Марковны, гостиную украшают великолепные произведения выдающихся художников, бывших друзьями этого дома: Ореста Кипренского, Александра и Карла Брюлловых, Федора Толстого, Александра Орловского.

В начале 19 века в приютинской усадьбе гостили близкие друзья А.Н. Оленина: художники, поэты, писатели, которых в шутку называли «оленинским кружком». Здесь существовал особый уклад, который впоследствии получил название «усадебной культуры» – без салонных претензий домашнюю доброжелательную обстановку в общении гостей и хозяев, совместное времяпрепровождение, связанное с интеллектуальными занятиями. Сюда пообщаться с близкими по складу духа людьми приезжали М. Глинка, А. Пушкин, О. Кипренский, А. Грибоедов, П. Вяземский, В. Жуковский, К. Брюллов, А. Мицкевич. Один из самых любимых гостей усадьбы К.Н. Батюшков запечатлел в стихотворении «Послание к Тургеневу» образ приютинских встреч и всегда радушных хозяев: Елизаветы Марковны и Алексея Николаевича.

С «оленинским кружком» тесно был связан И.А. Крылов, который бывал в усадьбе на протяжении почти 30 лет, временами подолгу жил у Олениных. Именно здесь зарождались сюжеты его басен «Плотичка», «Водолазы», «Крестьянин и овца».

Часто гостил в усадьбе критик, поэт, переводчик Н.И. Гнедич, который в «Приютино» написал одно из самых ярких своих творений – идиллию «Рыбаки».

Очень частыми в доме Олениных были театрализованные представления, в которых участвовали и хозяева, и гости. На импровизированные подмостках шли и шуточные пьесы, и драматические произведения.

Дети Алексея и Елизаветы Олениных став взрослыми, также прославили свою фамилию на поприще служения искусству. Петр Оленин стал живописцем, а имя дочери Анны в истории оказалось связанным с именем Александра Сергеевича Пушкина, который после окончания Царско-сельского лицея подолгу гостил в усадьбе Олениных, абсолютно погрузившись в театральную и литературную жизнь. Поэма «Руслан и Людмила» в свое время осталась не признана многими современниками Пушкина, однако будучи прочитанной в Приютино, получила полное одобрение от «оленинского кружка». Неслучайно, что первое издание этого произведения осуществил Н. Гнедич, а проект оформления составил А.Н. Оленин.

Ссылка вынудила А. Пушкина покинуть город на Неве. Более семи лет он был вдали от приютинских друзей. Вернувшись из изгнания в 1828 г., поэт при первой возможности появился в Приютино. Здесь он увидел Анну Оленину, в которую влюбился с первого взгляда. Чувства подвигли поэта на создание лирического цикла, в который вошли «Не пой, красавица, при мне…», «Ты и вы», «Предчувствие», «Ее глаза», «Город пышный, город бедный…». В альбом Анны Пушкин написал знаменитые строки «Я вас любил».

Интересен и приютинский парк с озерами и прудами. Здесь растут старинные дубы, под сенью которых прогуливались именитые гости усадьбы. По-прежнему на месте засохшего в год гибели хозяина молодого дубка, который посадил Николай Оленин, погибший в битве при Бородино, стоит камень, некогда установленный отцом в память сыну. В наши дни сюда приходят, чтобы почтить павших героев войны 1812 г. В парке есть полностью восстановленная в виде римского пантеона молочная, кузница у пруда. Сейчас продолжается восстановление утраченных строений: гостевого флигеля, хозяйской бани, оранжерей.

Музей открыт в 1974 г. в бывшей усадьбе А.Н.Оленина — президента Академии художеств и Императорской Публичной библиотеки. Его жена — Елизавета Марковна в 1795 купила у барона Г.И. Фредерикса 776 десятин земли между р. Лубьей и Смольным ручьем в 16-ти верстах от Петербурга. Мыза Приютино была построена к 1805 г. Постепенно деревянные строения сменились каменными из неоштукатуренного кирпича. Усадьба, которой Оленины владели до 1841г., в пору расцвета включала два господских дома, оранжереи, многочисленные хозяйственные постройки, пейзажный парк на берегу пруда.

Современная экспозиция открыта в главном усадебном доме в 1990 г. после завершения реставрационных работ. В комнатах первого этажа воссозданы кабинет, гостиная, галерея, столовая, спальня. Дополняют картину усадебного быта первой трети XIX в. жилые покои на мужской и женской половинах второго этажа. Здесь можно увидеть разнообразные экспонаты, в том числе личные вещи семьи Олениных, бытовые предметы, изделия пушкинского времени, портреты гостей приютинской усадьбы и другие материалы. В парке восстановлены здание Молочной и кузница на берегу пруда.

В первом господском доме усадьбы открыта экспозиция, включающая в себя 10 залов. Она построена по принципу сочетания в каждом помещении типологически воссозданного интерьера дворянского дома 1-ой трети Х1Х века и выставочной части. Выставочная часть включает в себя изобразительные материалы, документы, книги, а также мемориальные вещи, связанные с семьей Олениных. На втором этаже один наибольший по площади зал отведен для размещения временных выставок. Для фотовыставок, выставок детских рисунков и других плоскостных материалов используется также коридор 2-го этажа.

Музейный фонд включает 14 коллекций с общим количеством музейных предметов 10 834 ед. хр.

Усадьба ″Приютино″, принадлежавшая семье Олениных, расположена во Всеволожском районе Ленинградской области. Это место обладает интересной историей, связано с именами многих известных деятелей культуры первой трети 19-го века.

Само название усадьбы очень точно отображает дух и атмосферу, царившие здесь. Это был приют добра, радушия, семейного уюта и гостеприимства, внимательности и заботы.

История создания усадьбы

Земля для создания усадьбы была куплена в марте 1795-го года. Покупателем стал Алексей Николаевич Оленин – человек, увлекающийся литературой, наукой и искусством. Территория будущего поместья, разделенная на две части рекой Лубья, была занята лесами и болотами, на вырубку и осушение которых потребовались большие средства.

Зато строительный материал для будущего дома и остальных хозяйственных построек обошелся дешево. Почвы правого берега реки были богаты гравием и песком, из которых стали делать кирпич на заводе, построенном за рекой.

Однако строительство шло медленно и растянулось на несколько лет. Только к 1799-му году был возведен господский дом, конюшня и скотный двор. Господский дом состоял из нескольких видов помещений:

• два просторных зала: галерея и столовая;
• комнаты: на первом этаже — девять, на втором – четырнадцать;
• половину этих помещений занимали многочисленные гости хозяев.

Территорию усадьбы украшал пруд, вода в который поступала из реки, и парк, где всегда было много цветов, высаживаемых из оранжереи. В течение многих лет усадьба достраивалась: были возведены хозяйственные и служебные постройки, скотный двор, посажен сад, отведена земля под огород. На долгие годы ″Приютино″ стало любимым местом отдыха семьи Олениных и их друзей.

″Приют, любовью муз согретый″

Такую яркую характеристику усадьбе дал исследователь Лев Валентинович Тимофеев. В первой половине 19-го века ″Приютино″ становится центром русской культуры и искусства, местом собрания видных художников, писателей, поэтов, актеров и музыкантов.

Дом был просторным с большим количеством комнат, что позволяло хозяевам принимать своих многочисленных друзей, среди которых частыми гостями стали: Озеров, Шаховский, Марин, Гнедич, Крылов, Уваров, Блудов, Пушкин, Мицкевич, Жуковский, Глинка, Батюшков, Грибоедов и многие другие.

Душой ″Приютина″ и создательницей той особой атмосферы радушия и уюта, которая так привлекала сюда многих, была жена Оленина — Елизавета Марковна. Ежегодно 5-го сентября в день ее рождения устраивался грандиозный праздник, в организации которого принимали участие родственники, друзья, актеры, музыканты и драматурги. Ставились и показывались пьесы, проводились концерты и игры, а под вечер запускали салют и включали иллюминацию.

С ″Приютино″ связана творческая деятельность Николая Ивановича Гнедича, который написал здесь несколько стихотворений, посвященных этой усадьбе, идиллию ″Рыбаки″, также здесь он работал над переводом ″Илиады″. Его стихи были написаны на надгробном камне, установленном в память о погибшем в Бородинском сражении сыне Оленина — Николае. С этим событием связана одна хоть и печальная, но интересная история.

У Олениных была традиция: при появлении каждого нового ребенка высаживать молодые дубки. Когда дети вырастали, они сами начинали ухаживать за деревьями. Дуб Николая после его трагической смерти засох. Именно на месте погибшего дерева и был установлен памятник сыну.

Неразрывно связано с усадьбой и имя Крылова, который подолгу гостил тут. Вдохновляясь красивыми пейзажами и тишиной парка, Иван Андреевич написал несколько своих басен, таких как ″Обоз″, ″Волк на псарне″, ″Ворона и курица″, «Крестьянин и овца», ″Плиточка″, ″Водолазы″. Здесь же в ″Приютино″ в кругу друзей проходили первые чтения басен, стихов, велись разборы научных текстов, беседы по вопросам истории и археологии.

Пушкин в доме Олениных впервые прочитал стихотворение ″Кинжал″ и ″Оду вольности″. Известны стихотворения поэта, посвященные младшей дочери Оленина — Анне: ″Ты и Вы″, ″Ее глаза″, ″Вы избалованы природой″.

Судьба ″Приютина″

После смерти Елизаветы Марковны третьего июля 1838-го года прекратились собрания в ″Приютино″. По воле умершей усадьба была выставлена на продажу. Процесс растянулся на три года. За это время усадьбу приезжали смотреть восемнадцать покупателей, но продать ее удалось только в 1841-м году доктору Адамсу. Вскоре он распродал часть земли, а на оставшейся устроил молочную ферму.

В дальнейшем ″Приютино″ сменило еще несколько владельцев. После революции 1917-го года усадьба стала совхозным имуществом. Во время Великой Отечественной войны ″Приютино″ служило аэродромом. К 1950-м годам усадьба пришла в запустение, парк зарос, река обмелела. В 1960-м году сохранившийся усадебный господский дом был взят под охрану государства как памятник культуры 20-го века.

Создание литературно–художественного музея: выставки и композиции

В 1969-м году начались работы по восстановлению ″Приютина″ и созданию музея: поиску семейных реликвий, музейных экспонатов, воссозданию родословной Олениных, реставрированию мебели. Открытие музея состоялось в декабре 1974-го года.

Реставрационные работы господского дома были завершены в 1990-м году. К этому времени относится и открытие современной экспозиции музея. Были воссозданы интерьеры гостиной, столовой, кабинета, галереи, спальни. Выставки музейных экспонатов включают в себя личные вещи семьи Олениных, их портреты и картины, написанные известными художниками того времени: Орестом Кипренским и Карлом Брюлловым.

Музейный фонд составляет свыше 15-ти тысяч экспонатов. При посещении музея можно прогуляться в парке, где на специально установленной сцене часто проходят концерты и представления, побывать около пруда и посмотреть на восстановленные здания кузницы и Молочной. Литературно-художественный музей-заповедник ″Приютино″ открыт для посещения со среды по воскресенье.

Все здания в Приютино, «приюте для добрых душ», построены из красного неоштукатуренного кирпича. Хозяин усадьбы Алексей Николаевич Оленин, первый директор Публичной библиотеки и президент Академии художеств, умел организовать строительство: он возвел на берегу речки Лубьи заводик и научил крестьян обжигать кирпич, из которого мужики ладили даже свои избы — обилие глины позволяло ставить такое нерусское жилье. Усадебный комплекс строился около двадцати лет и сохранился он сравнительно неплохо: есть молочня с четырехколонным портиком, кузница, винный погреб, людская и кухня — но, увы, только фундамент остался от баньки на берегу пруда, где второй этаж был многие годы закреплен за Иваном Крыловым и где дочери Оленина в шутку запирали грузного баснописца под предлогом, что «маменька обед подавать не велели, пока басню не напишете». Напротив барского дома зияет снятой кровлей не уступающий ему по размерам гостевой флигель. Собственно, тут и останавливались Пушкин, Вяземский, Глинка, братья Брюлловы, переводчик «Илиады» Гнедич и весь тогдашний артистический бомонд Петербурга. Из города до хлебосольного Приютино можно было добраться часа за три-четыре, потому и приезжали без предупреждения, целыми компаниями, и бывало человек до ста гостей, так что к завтраку не хватало сливок от 17 коров. До конца 1970-х оба жилых дома занимали коммуналки, а когда их расселили и флигель стали реставрировать, иссяк денежный поток; покинутое здание продолжает разрушаться. Зато восстановлен и содержится в приличном состоянии барский дом, здесь же собрана достойная внимания экспозиция. За денщицкой и кабинетом нижнего этажа следует просторная галерея-гостиная с арочными стеклянными дверьми, которые в хорошую погоду распахивались в парк. Интерьеры повсюду оформлены в духе начала XIX века, а в точности удалось воспроизвести лишь музыкальную гостиную. Облик этой комнаты сохранила акварель, преподнесенная кем-то Анне Олениной перед ее отъездом в Италию: вокруг клавесина собралось блестящее общество, все персонажи пронумерованы и подписаны — на память. Такого рода трогательные затеи были у Олениных в обычае. На втором этаже, в девичьей, за стеклом лежит расшитая бисером туфелька. Принадлежала она хозяйке, Елизавете Марковне, но напоминать призвана о ювелирных ножках ее дочери Анны, из-за которых Пушкин, отправляясь в Михайловское, жалел «город пышный, город бедный» и прощал ему скуку и холод. Восторг, в который поэта приводили маленькие ножки, широко известен, а Анна Алексеевна носила обувь примерно 32 размера. Девушка выросла среди знаменитых людей того времени: Глинка давал ей уроки музыки, Крылов рассказывал сказки, Кипренский рисовал ее портрет, — поэтому внимание Пушкина она восприняла сдержанно. История их отношений в сущности, проста: умная и образованная девушка с характером ценила поэтический гений, но африканской страсти и напору предпочитала стройность и чистые помыслы кавалеров попроще. Кстати, Annette просидела в девках до 32 лет и вышла замуж только после гибели поэта, в 1840-м. Вскоре ее отец продал чрезвычайно убыточное Приютино, исполняя последнюю волю Елизаветы Марковны, с которой прожил без малого полвека и произвел на свет пятерых детей. Известно, что в честь рождения каждого из них в приютинском парке сажали дубок, и с одним из них связана мистическая история: старший сын Олениных Николай, девятнадцати лет от роду, погиб в Бородинском сражении — и дуб его сразу иссох; скорбящий отец установил в том месте скромный памятный камень, сохранившийся до наших дней. Парк сам по себе достоин прогулки: двухсотлетние деревья, пруд, излучина Лубьи, упомянутые выше погреба и кузня — этим, собственно, придется ограничиться, если музей вдруг окажется закрыт на «мероприятие».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *