Коломна брусенский монастырь

Брусенский монастырь, 2009 г. Фото Юрия Булкина

Брусенский женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Коломне Московской епархии

  • Адрес: Россия, 140400, Московская обл., г. Коломна, Советский пер., 3
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Брусенский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы был основан на территории кремля в XVI веке по указу царя Ивана Грозного после удачного похода его из Коломны в Казанское ханство и присоединения Казани к русскому государству. Монастырь был основан в 1552 году и первоначально являлся мужским — по преданию, его первыми насельниками были участники Казанского похода.

Во время Смуты Брусенский монастырь сильно пострадал и пришёл в упадок. Но после монастырь восстанавливается, уже как девичий. В 1698 году по территории монастыря пронёсся внезапный опустошительный пожар. Только Успенский храм остался нетронутым, а кельи и четыре деревянных церкви погибли в пламени. Но опись 1701 года рисует достаточно благополучное устройство монастыря. В 1725 году встаёт вопрос об упразднении обители как самостоятельной единицы.

С середины XVIII века деревянные постройки постепенно вытесняются каменными. Так, была поставлена часть каменной ограды с воротами с белокаменным ступенчатым аттиком, увенчанным фрагментом белокаменной каннелированной колонны.

В 1790-х годах сооружается надвратная колокольня.

В 1818 году игуменьей Брусенского монастыря были куплены Ивановские ворота Коломенского кремля «во многих местах разседшиеся» на слом с целью использования их кирпича на «ограду монастыря, которые кроме передней стены были деревянные». Но сломаны они были только в 20-х годах XIX века.

Большие работы, знаменовавшие расцвет древней обители, развернулись в середине XIX века при игуменье Олимпиаде, в миру звавшейся Ольгой и происходившей из казачьей дворянской семьи. Поставлена настоятельницей Брусенского монастыря она была в 1848 году по распоряжению уроженца Коломны митрополита Московского и Коломенского Филарета.

По инициативе игуменьи Олимпиады возводятся монументальный Крестовоздвиженский собор, три больших каменных корпуса и хозяйственные постройки. В 1848 году на крепостном валу XIV-XV веков был поставлен западный келейный корпус, отличавшийся от северного более простой отделкой. В 1850-1852 годах в стиле позднего классицизма строится двухэтажный, с мезонином, дом настоятельницы с монастырской трапезной. Парадный верхний этаж этого дома отапливался тёплым воздухом, поступавшим снизу в декоративные печи — обогреватели. Здесь находились личные покои игуменьи, комнаты обслуживающих её келейниц и два больших зала для торжественных приёмов.

Крестовоздвиженский собор (храм Воздвижения Креста Господня) с двумя приделами — Казанской Божией Матери и Св. Иоанна Златоуста — был построен в 1852-1855 годах по проекту А.С. Кутепова с переработкой фасадов В. Е. Морганом. Церковь была освящена владыкой Евгением 13 сентября 1858 года.

Игуменья Олимпиада, управлявшая монастырём 25 лет, скончалась 5 апреля 1873 года на 62 году жизни. Похоронили её возле алтаря Крестовоздвиженского собора, с правой стороны, идя в монастырь.

В дальнейшем благоустройство монастыря продолжалось. 28 августа 1883 года при игуменье Ангелине митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием освящён тёплый Успенский храм в псевдорусском стиле (архитектор Эллинг). Здание, в котором разместился храм, включало также богадельню. Тогда же, в 1881-1883 годах, была основательно поновлена Успенская церковь. Над её карнизами появились мелкие кокошники, шатёр был обшит железом, расширены старые и пробиты новые окна.

В начале XX века в монастыре были игуменья, 28 монахинь и 222 послушницы.

В октябре 1918 года Декретом о земле было отменено право собственности на монастырские и церковные земли. Не дожидаясь решения местных властей, население Коломенского района повсеместно начало самовольный захват монастырских земель. Для спасения церковного имущества, по постановлению святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и Священного Синода, начали организовываться союзы из прихожан, монастырской братии и окрестных крестьян. Целью этих союзов было ведение хозяйственной деятельности на церковных землях.

Один из таких союзов был создан в бывшем хуторе Брусенского монастыря в конце 1918 года. «Членами этой коммуны «имени Ленина и Троцкого» стали 15 бывших монахинь. В этом хозяйстве выращивали скот, птицу, сажали огородные культуры, сеяли рожь. Только сена руками женщин в 1919 году было накошено 1242 небольших стога». Это давало возможность монахиням как-то существовать.

Национализация монастырского имущества привела к тому, что к концу 1921 года более 600 монастырей в России было закрыто, в том числе и коломенские. Монашеские кельи Брусенского монастыря в 1919 году стали использоваться под общежития для рабочих, управления уездной и городской милиции. Причём сделано это было до официального закрытия обители. Монахини и послушницы Брусенского монастыря старались помешать их изгнанию из настоятельского корпуса. В июне 1919 года они написали жалобу в Комитет Совета крестьянских и рабочих депутатов о незаконных действиях против них. На их жалобу ответ последовал незамедлительно: на следующий день пять монахинь было арестовано и направлено в коломенскую тюрьму.

После окончательного закрытия монастыря в 1921 году монахини, по благословению Коломенского епископа Феодосия (Ганицкого), перешли в храм Воскресения Словущего (что рядом с кафедральным Успенским собором города), где пребывали до самого его закрытия в 1929 году. После ареста владыки Феодосия и закрытия большинства храмов разрушилась эта монашеская община, с таким трудом собранная епископом Феодосием. Все насельницы были насильственно выселены, в храмах прекратились службы.

После упразднения Брусенского монастыря многие его насельницы остались жить в Коломне. Жили на квартирах, кому где придётся. Трудились, не гнушались никакой работой, оставаясь инокинями в миру. Такой образ жизни монахинь никак не устраивал советские власти, которые преследовали их.

В течение двух дней, 21 и 22 мая 1931 года, все монахини и послушницы Брусенского монастыря (более тридцати человек), которые ещё жили в Коломне, были арестованы и заключены в коломенскую тюрьму. Все они были приговорены к различным срокам ссылки. Многие из неё уже не вернулись. Среди них просияли преподобномученицы монахиня Антонина (Степанова), послушницы Анна Горохова, Ксения Петрухина, Мария Журавлёва и Вера Графова.

В Крестовоздвиженском соборе был размещён склад, он лишился пяти барабанов с главками, а в Великую Отечественную войну его подвал использовался под бомбоубежище. Узорчатые чугунные лестницы, ведшие в храм потихоньку разбирались и в 1960-70-е годы были сломаны окончательно для удобства подъезжающих машин. Колокольня Брусенского монастыря была разобрана. Пролом в стене, где находилась колокольня, сохранялся вплоть до 800-летнего юбилея Коломны, когда его наконец не заложили кирпичом. Так же к юбилею были снесены почти все деревянные постройки монастыря, которые сохранялись на протяжении всей истории монастыря, постепенно обновляясь. Лишь один одноэтажный деревянный дом был сохранён: художник А. В. Смирнов использовал его под мастерскую. В 1971-1980 годах под руководством С.П. Орловского проводилась реставрация Успенской церкви, в результате чего древнему памятнику был возвращён его прежний облик.

28 августа 1997 года состоялась первая Божественная литургия в Успенском соборе после многих лет запустения. 13 октября 1997 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий с амвона этого храма зачитал решение Священного Синода Русской Православной Церкви о возобновлении монашеской жизни в Коломенском Успенском Брусенском монастыре и о назначении его настоятельницы монахини Анастасии. Летом 1999 года была обретена могила игуменьи Олимпиады. Осенью 2000 года в монастыре была открыта выставка, рассказывающая об его истории. К 825-летнему юбилею Коломны было начато восстановление пяти глав Крестовоздвиженского собора.

Настоятели, настоятельницы

Священники

  • Лебедев Алексей Михайлович (1868 — 1914) прот.

Диаконы

  • Василий Смирнов (1896 — 1911)

Использованные материалы

  • Настоятели, настоятельницы и сестры Брусенской обители, официальный сайт монастыря
  • Успенский Брусенский женский монастырь (г.Коломна), со ссылкой на книгу прот. Олега Пэнэжко «Храмы и монастыри города Коломны»:
  • Строев, П., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви, 231.

Успенский Брусенский монастырь — православный женский монастырь, расположенный на территории Коломенского кремля в центре города Коломна (Московская область). Монастырь основан в 1552 году. Изначально монастырь был мужским. В Смутное время (период в истории России с 1598 по 1613 год) он сильно пострадал и был восстановлен как женский. До середины XVIII века все строения монастыря, за исключением храма, были деревянными. В 1790-х гг. сооружена надвратная колокольня, в 1820-е гг. — ограда с псевдоготическими башнями. В 1848—1855 годы по инициативе игуменьи Олимпиады в монастыре возводятся собор, три жилых корпуса и хозяйственные постройки. В 1881—1883 годы с западной стороны Успенской церкви построено здание для трапезной и богадельни, а сама церковь перестроена. В 1922 году монастырь был закрыт. В дальнейшем была разрушена надвратная колокольня и завершения Крестовоздвиженского собора. В 1971—1980 годы проведена реставрация Успенской церкви, в результате которой ей возвращён первоначальный облик. В 1997 монастырь был возобновлён, и с этого времени постепенно реставрируются его здания. В 2006 году завершено восстановление Крестовоздвиженского собора.

Крестовоздвиженский собор. 2019 г. Фото: Михаил Архипов

Крестовоздвиженский собор. 2019 г. Фото: Михаил Архипов

Храм Успения Пресвятой Богородицы. 2019 г. Фото: Михаил Архипов

Трапезная и богадельня Успенской церкви. 2019 г. Фото: Михаил Архипов
Еще 100 лет назад одна из башен в ограде монастыря начала отклоняться от вертикали, за что в народе получила название «Пизанская». Угол наклона на момент реставрации составлял шесть градусов. Работы по возвращению башни в прямое положение начались в мае 2011 года. За это время был укреплён фундамент башни, сама она отделена от примыкающей стены и поставлена с помощью сложной системы противовесов в строго вертикальное положение. Выпрямление башни завершено в ноябре 2011 года.

«Падающая» башня ограды монастыря. 2019 г. Фото: Михаил Архипов

Башни ограды монастыря. 2019 г. Фото: Михаил Архипов

Фрагмент старой ограды Брусенского монастыря с башней. 2019 г. Фото: Михаил Архипов

Фрагмент старой ограды Брусенского монастыря с башней. 2019 г. Фото: Михаил Архипов
Монастырь расположен по адресу: Коломна, Лажечникова, 12.
На карте:
(увеличить)
Другие достопримечательности и интересные места в Коломне:
Коломенский кремль
Старо-Голутвин мужской монастырь
Бобренев монастырь
Памятник Дмитрию Донскому
Памятник Кириллу и Мефодию
Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Храм Богоявления Господня в Гончарах
Храм Воздвижения Креста Господня
Храм Воскресения Словущего
Храм Иоанна Богослова
Храм Михаила Архангела
Храм Николы Гостиного
Храм Святой Живоначальной Троицы
Храм Тихвинской иконы Божией Матери
Поделиться

Крестовоздвиженский собор монастыря
Фото: Александр Савин

В Коломенском Кремле находится красивый Успенский Брусенский женский монастырь. Царь Иван Грозный основал его в 1552 году в честь взятия Казани. Первый храм монастыря — Успения Божией Матери — был каменным, а все остальные постройки обители — деревянными. И с этим фактом историки связывают второе название обители — Брусенская. От слов «брус» и «брусенный», то есть сделанный из бруса. Первоначально монастырь был мужским. По преданию его первыми насельниками стали участники того самого удачного похода на Казань.

Успенский храм уже в то время был богато украшен. В нем имелся позолоченный иконостас. Согласно летописи, вскоре после явления чудотворного образа Божией Матери в Казани, с него сделали для Брусенской обители один из первых списков. Этот список также прославился как чудотворный.

На рубеже 16 и 17 столетия, в период Смуты, Брусенский монастырь переживал трудные времена. Он совсем пришёл в упадок, но сразу после окончания Смуты был восстановлен как женский. Обитель располагалась у столбовой дороги — сюда постоянно приезжали паломники. И через некоторое время монастырь снова расцвел. В 1725 году после упразднения Коломенской епархии, Брусенский монастырь планировали приписать к Успенскому Тульскому женскому монастырю. Но жители Коломны и монахини выступили притив и Священный Синод внял мольбам коломенцев, но при одном условии: в случае, если монастырских доходов будет не хватать, коломенцы обеспечат обитель продовольствием и всем необходимым. Местные жители согласились, и все в монастыре осталось по-прежнему.

19 век вошел в историю монастыря, как период активного каменного строительства. В то время монастырь выкупил у города обветшалые Ивановские ворота Кремля и часть кремлевской стены, которые вот-вот должны были снести. Их разобрали на кирпичи и использовали для строительства монастырской ограды. Стену выполнили в стиле псевдоготики и украсили четырьмя великолепными башнями. Эта ограда сохранилась до сих пор. В середине 19 столетия был возведен собор в честь Воздвижения Креста Господня. Архитектором его стал блестящий мастер ампира Александр Сергеевич Кутепов.

Крестовоздвиженский собор, как и многие другие здания обители, сильно пострадал в советские годы. Когда насельниц сослали, на территории обители устроили овощехранилище.

К концу прошлого века здесь восстановилась монашеская жизнь. Началась реставрация самой древней постройки монастыря — Успенской церкви. А еще через несколько лет вернул свой первоначальный облик Крестовоздвиженский собор. И этот величественный красный храм с пятью шатровыми главами и облицованный белокаменной резьбой стал украшением не только Брусенской обители, но и всего Коломенского Кремля.

К великому сожалению, не сохранилась до наших дней главная святыня монастыря – Казанская икона Богоматери. Она была утрачена в годы гонений на Церковь. Но в 2003-ем в одном из петербургских архивов была обнаруженная копия этого образа, выполненная масляными красками на картоне. По ней и воссоздали утраченную икону Божией Матери. Теперь все желающие могут поклониться Казанскому образу в Успенском Брусенском монастыре Коломны.

Он относится к памятникам раннего шатрового зодчества и представляет собой редкий вариант этого стиля. Шатёр храма покоится прямо на четверике нижнего яруса, восьмерик второго яруса отсутствует. Фасады завершены рядом ложных закомар. Строгая архитектура храма подчеркнута декором: перспективные порталы, пояса поребрика в основании закомар, в карнизах алтаря и барабана.

Название «Брусенский», как считают многие историки и краеведы, происходит от слова «брусенный», т.е. деревянный брус. Изначала большинство строений монастыря: кельи, ограда и даже церкви (кроме храма Успения) – были из деревянного бруса, как тогда говорили, «брусенные». По преданию, первоначально Брусенский монастырь был мужским и его первыми насельниками стали участники Казанского похода. В самом раннем описании монастыря, составленном в 1577 – 1578 гг. царскими писцами Данилой Житовым и Фёдором Камыниным, сказано: «Внутри города у Пречистыя у брусеные в монастыре церковь Успение Святей Богородицы камена. На монастырь всходя ворота святые, около монастыря замет, а на монастыре трапеза камена почата делать, а не совершена, да под нею хлебня да поварня, да против трапезы две кельи игуменских, да четырнадцать келий, а в них тринадцать старцев». Упоминается и старый игумен Корнилий, возможно, первый настоятель монастыря. По описи, внутреннее убранство храма Успения было богатым: вызолоченный иконостас, «а в церкви Деисус – 11 образов на золоте, да двери Царские и сень и столбцы на золоте». Образ «Успения Пречистыя обложен серебром с деянием в киоте. Все образа украшены серебряными и вызолоченными венцами, да гривнами, да жемчугами». Богата была и ризница, библиотека – свыше полусотни книг на пергамене и бумаге. Книги были не только богослужебные, но и предназначенные для благочестивого чтения. Среди многочисленных книг упомянута «большая новгородская» следованная Псалтирь. Как повествует предание, вскоре после явления чудотворного образа Божией Матери в Казани, с него был сделан для Коломны один из первых списков, и Брусенский монастырь стал обладателем великой святыни – Казанского образа Божией Матери, по преданию, также чудотворного. Коломенцы на протяжении нескольких веков через него притекали к всесильной помощи Заступницы Усердной. Таков был Брусенский монастырь к концу XVI века.

Во времена Смуты, на рубеже XVI – XVII веков, Брусенский монастырь также переживал нелегкие времена. Он совсем было пришёл в упадок, но покров Царицы Небесной спас обитель. В начале XVII века, когда Смута миновала, Брусенский монастырь возобновляется уже как особножительный девичий. Расположенный у столбовой дороги и посещаемый многими паломниками, монастырь вскоре достиг цветущего состояния. Однако в 1698 году по всему городу и монастырю прошел опустошительный пожар. В пламени погибли не только кельи, но и четыре деревянные церкви, и только Успенский шатер остался не тронутым огнём. Успенская церковь осталась единственной в монастыре, и по причине тесноты после пожара к ней была пристроена малая трапезная с приделом святителя Иоанна Златоустого.

По описи 1701 года, составленной стольником И.В. Кикиным, состояние Брусенского монастыря было вполне благополучным. Как в основном храме Успения, так и в приделе Иоанна Златоуста были богато украшенные образа, богатая ризница, церковная утварь – всё, как и до пожара. Эта опись была проведена по указу Петра I. Его крупные реформаторские замыслы коснулись и монастырской жизни. Царским указом было велено игуменье и монахиням (их насчитывалось 25) строго-настрого жить «неисходно» в своём монастыре и никого из других обителей не принимать. За территорию монастыря можно было отлучаться лишь «по великой нужде» на 2 – 3 часа с письмом и печатью игуменьи. Мирских людей в монастырь пускали лишь на время служб.

А в 1725 году монастырь ожидало новое испытание. В связи с упразднением Коломенской епархии определением Священного Синода Успенский Брусенский монастырь должен быть приписан к Успенскому Тульскому женскому монастырю. Игуменья с несколькими монахинями была переведена в Тулу. Жители Коломны и оставшиеся в монастыре монахини обратились в Священный Синод с прошением возвратить из Тулы к ним в монастырь игуменью и монахинь, «и тому монастырю быть по-прежнему», ссылаясь на то, что «монастырь стоит на столбовой дороге и посещается едущими по той дороге знатными персонами, которые в монастыре молебствуют и монахиням на пищу подают». Священный Синод 18 марта определил: «Исполнить просьбу жителей Коломны, взяв с них обязательство продовольствовать монастырь, если он, кроме монастырских доходов, будет в чём нуждаться».

Летом 1761 года епископом Коломенским и Каширским Порфирием Брусенскому монастырю выдана храмоздательная грамота на сооружение храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Придел в честь прославленной иконы располагался с запада, над трапезой Успенской церкви, на втором этаже.

В 1763 году по высочайшему повелению прапорщиком А. Барановым была составлена опись Брусенского монастыря, его имущества и владений. По описи, состояние построек монастыря было неприглядным. Сам Успенский храм нуждался в срочном ремонте. «У оной церкви за много­прошедшими годами во многих местах великие расселены, на которое возобновление потребно денежной суммы 500 рублёв», – писал прапорщик Баранов. Шатёр храма был покрыт тёсом, а кирпичные стены внутри и снаружи выбелены. Главка была покрыта лещадью – фигурной кровельной черепицей. Венчал храм железный серебристый крест. К 1763 году в Брусенском монастыре имелась небольшая настоятельская келья в одну комнату (8 х 4 аршин), каменная, 26 деревянных келий, построенных монашествующими на свои средства. Из них «16 очень ветхих и к жительству монашествующих весьма не способны, на место которых надлежит вновь построить», – отметил А. Баранов. Находился на территории и ветхий сарай, где хранились монастырские дрова.

По принятой классификации монастырей Брусенский необщежительный женский монастырь был отнесён к третьему – низшему, разряду.

В XIX веке монастырь переживает новый расцвет. Ещё в конце XVIII века была выстроена трёхъярусная колокольня над Святыми вратами, на которой в начале XIX века водрузили большие колокола, пожертвованные купцами Кисловыми.

В 1818 году при игуменьи Ангелине для нового строительства и починки старых стен монастырь купил у города на слом обветшалые Ивановские ворота кремля. Из кирпича и бута разобранных Ивановских ворот и прилегающей кремлёвской стены была построена кирпичная монастырская ограда в стиле псевдоготики и ампира с четырьмя башнями и двумя воротами. Круглые кирпичные в три яруса башни, увенчанные каменными шпилями, были украшены белокаменными стрельчатыми арками, медальонами и звёздами. В 1822 году священноначалием по согласованию с гражданскими властями было предписано Брусенскому монастырю взять под опеку сопредельную кремлёвскую стену. Некоторое время спустя в Грановитой башне кремля монастырь устроил часовню с редким деревянным скульптурным изображением св. Параскевы Пятницы.

Духовное и материальное процветание Брусенской обители приходится на период настоятельства игуменьи Олимпиады (1848 – 1873 гг.). Поставленная управлять монастырём святителем Филаретом, большая молитвенница и труженица, она сначала постаралась благоустроить духовную жизнь монастыря. Стараниями новой настоятельницы было заведено чтение неусыпаемой Псалтири, улучшен монастырский хор, устроена общая трапеза для сестёр. Видимо начала благоустраиваться и обитель. Церковь Успения была покрыта железом. В 1849 году закончено строительство западного келейного корпуса, заложен в кирпиче северный корпус (1849 – 1850 гг.). К северу от церкви Успения строится двухэтажный игуменский корпус (1850 – 1851 гг.), каретный сарай. На строительство щедро жертвовали купцы Филипп Тупицын, Егор Петров, Фёдор Ротин, Яков Ермаков и многие другие благотворители. Венцом созидательных трудов игуменьи-строительницы явился Крестовоздвиженский собор, возведённый по проекту архитектора А.С. Кутепова (1852 – 1855 гг.).

Величественный алый собор с пятью шатровыми главами, облицованный белокаменной резьбой, стал украшением не только монастыря – весь старый кремль стал наряднее. На внутреннюю отделку собора пожертвовал 30 тыс. рублей знаменитый меценат Московской губернии Яков Яковлевич Ермаков, дочь которого Феодосия (в постриге Феофания) находилась в монастыре. 30 июля 1858 года освящены придельные алтари собора в честь Казанской иконы Божией Матери и святого Иоанна Златоуста, а 13 сентября 1858 года, накануне престольного праздника, викарием Московским Высокопреосвященным Евгением освящён центральный Крестовоздвиженский алтарь собора. Трудились сёстры Брусенского монастыря и за пределами монастырских стен. При Олимпиаде монастырь получил из казны 150 десятин строевого леса в Богородском уезде. Часть леса продавалась, а деньги использовались на строительные нужды. В самом лесу были построены две избы для постоянного проживания 18 монахинь. Вырыли здесь пруд и колодец, развели огороды. В 1865 году у монастыря появился двухэтажный дом в Запрудной слободе, пожертвованный Е.И. Миляевым. Там были устроены коровник и погреба, разведены огород и сад. Но особенно ценным оказалось для насельниц пожертвованное А.М. Кривецким имение у деревни Морозовка, в семи верстах от Коломны. Устроенный здесь хутор с избытком обеспечивал обитель на весь год рожью, овсом, овощами, маслом, молоком. К началу 70-х годов XIX века Брусенский монастырь стал образцовым, с хорошо налаженной духовной и хозяйственной жизнью.

Великая труженица Олимпиада не жалела ни сил, ни здоровья, благоустраивая монастырь. Среди вседневных забот подкралась изнурительная болезнь. Чувствуя приближение смерти, Олимпиада просила свою ближайшую помощницу и друга – монахиню Ангелину не отказываться от должности настоятельницы, в надежде, что та поддержит в монастыре порядок, который соблюдался до этого. Зная заветное желание своей дорогой матушки быть похороненной в монастыре, сёстры заранее испросили на это позволение в консистории. В великий четверток 1873 года, 5 апреля в 11 часов вечера большой колокол монастыря возвестил всем жителям Коломны, что не стало более в живых достопочтеннейшей игуменьи Олимпиады. Отпевание было совершено в Крестовоздвиженском соборе архимандритом Григорием в сослужении Коломенского духовенства и при большом стечении жителей города Коломны. Олимпиаду похоронили справа от въездных ворот против благолепной церкви, на созидание которой она не щадила ни сил, ни здоровья. «Наша вратарница» – благоговейно говорили насельницы о своей покойной игуменьи. Настоятельницей по просьбе сестёр и по желанию почившей Олимпиады была избрана монахиня Ангелина.

В 1881 – 1883 годах на средства Флора Яковлевича Ермакова – известного благотворителя (сына Я.Я. Ермакова) – возобновлён старинный Успенский храм, а взамен разобранных ветхих приделов к нему приложена новая обширная трапезная в два света, а к ней уже пристроен двухэтажный корпус с двенадцатью кельями для престарелых и больных монахинь, живущих в обители.

В 1900 году в Брусенском монастыре проживали игуменья, казначея, эконом, 18 штатных, 16 сверхштатных монахинь и 187 послушниц, живущих по паспорту. На средства прихожан монастырь содержал церковно-приходскую школу, в которой в 1901 году обучался 21 человек, в 1909-ом – 56. Заведовал церковно-приходской школой священномученик Иоанн Парусников, который и был последним монастырским священником. Протоиерей Иоанн Парусников был расстрелян 7 марта 1938 года, в возрасте 69 лет, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.Определением Священного Синода от 1 октября 2004 года протоиерей Иоанн Парусников причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. Память его совершается 7 марта н. с.

Интересное описание монастыря встречается в полевом дневнике московских археологов Г. Синюхаева и М. Ратманова: «Монастырь немаленький: насчитывает более двухсот монахинь и представляет собой целый отдельный городок. Кельи, небольшие, по большей части деревянные, окружены палисадником, а частенько и садиком; всё это напоминает какое-нибудь петербургское дачное местечко и с той лишь разницей, что содержится в идеальной чистоте» («Археологический дневник 1903 г.). По некоторым сведениям, в это время в обители проживали 28 монахинь и 222 послушницы.

Монастырь закрыли в 1919 году. Игумения Ювеналия (Минина) и несколько монахинь были арестованы, остальные сестры разошлись по Коломне. И всё же обитель была восстановлена, хотя и при другом приходе – в храме Воскресения Словущего. Это свершилось благодаря заботам священноисповедника епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого). В 1929 году храм закрыли. В самой же обители келейные корпуса были превращены в общежития, в деревянных домиках­кельях также поселились жильцы, хотя несколько монахинь жили в своих ветхих домиках до 1960-х годов. Большая часть насельниц монастыря осталась в Коломне, жили на квартирах, содержали себя надомной работой, работали в больнице санитарками, читали Псалтирь по усопшим, прислуживали в оставшихся храмах, пели в церковных хорах.

В начале 1930-х годов были разрушены шатровые главки Крестовоздвиженского собора, а позднее – и старинная монастырская колокольня. В обезглавленном Крестовоздвиженском храме устроили овощехранилище. Во время земляных работ кости из монастырских погребений выбрасывались на попрание прохожим.

В мае 1931 года 23 монахини Брусенского монастыря были арестованы и осуждены сроком на 5 лет ИТЛ с заменой на высылку в Казахстан, откуда, отбыв эти сроки, опять вернулись в Коломну, поближе к родному монастырю. Но в конце 1937 – начале 1938 годов монашествующих ожидали ещё более суровые репрессии. Шесть монахинь Брусенского монастыря были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны на Бутовском полигоне. Две из них, родные сёстры Мария и Матрона Грошевы, в 2000 году причислены Архиерейским собором к лику святых. Память преподобномучениц – 20/7 марта и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

20 апреля 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви включил в Собор новомучеников и исповедников Российских ещё трёх монахинь, подвизавшихся в Успенском Брусенском монастыре в начале ХХ века и пострадавших в годы гонений. Это Анна Ивановна Степанова (монахиня Антонина), Мария Мартиниановна Журавлева (монахиня Нимфодора) и Вера Харитоновна Графова (монахиня Вера). Память преподобномучениц – 15/2 декабря и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

В годы гонений за Христа пострадали 28 мучениц и исповедниц Брусенского монастыря.

В 1970 году, при подготовке к празднованию 800-летия Коломны, на территории Старого города были снесены все ветхие строения. Попали под снос и 30 деревянных домиков бывших монашеских келий Брусенского монастыря. Осталась чудом только одна, к северу от Крестовоздвиженского собора.

К середине 1980-х годов была осуществлена реставрация Успенского шатрового храма, ему возвращён вид XVI века, и в 1991 году в нём открыт филиал Коломенского краеведческого музея с выставкой «Шатровое зодчество Подмосковья». В 1989 – 1991 гг. в северном келейном корпусе был организован общественный музей художника К. Васильева, впоследствии Культурный центр «Лига».

3 октября 1997 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возобновление монашеской жизни в Брусенском монастыре. Настоятельницей Брусенского монастыря была назначена монахиня Анастасия (Печёнкина). Монастырю сначала были переданы старинный Успенский храм с прилежащим к нему келейным корпусом и сильно разрушенный Крестовоздвиженский собор. В трапезной части Успенского храма были восстановлены два придела: Казанской иконы Божией Матери и св. Иоанна Златоуста – в которых стали постоянно совершаться Божественные литургии и проповедоваться слово Божие. Основной придел в честь Успения Божией Матери был восстановлен позже. Летом 2002 года большие работы проведены в храме Успения по подготовке его к архиерейскому богослужению. 29 сентября 2002 года в ознаменование 450-летия со дня основания Брусенского монастыря и 5-летия возобновления в нём монашеской жизни благочинным монастырей Московской епархии епископом Видновским Преосвященнейшим Тихоном в старинном Успенском храме была совершена Божественная литургия архиерейским чином – впервые за 80 лет. Летом 2005 года начались реставрационные работы и в Крестовоздвиженском соборе.

Главная святыня Брусенского монастыря – образ Казанской Божией Матери, был утрачен в годы гонений на Церковь. Но в ноябре 2003 года коломенский историк, профессор А.Б. Мазуров обнаружил в одном из петербургских архивов копию иконы Казанской Божией Матери из Брусенского монастыря, выполненную масляными красками на картоне. Были сделаны фотографии, и местный иконописец воссоздал давно утраченный образ Божией Матери. Теперь коломенцы опять могут через этот образ прибегать к помощи Заступницы Усердной.

В преддверии Дня Славянской письменности и культуры, столицей которого в 2007 году стала Коломна, в Брусенском монастыре были проведены работы по воссозданию шатрового завершения и реставрации фасадов Крестовоздвиженского собора. И, хотя все реставрационные работы ещё не закончены, собор опять стал украшением исторической части Коломны.

4 августа в Крествоздвиженском соборе совершил Божественную Литургию Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Она стала первым богослужением в этом храме после 1922 года, когда Крестовоздвиженский собор был закрыт.

В 2011 году игуменьей монастыря стала инокиня Серпуховского Владычнего монастыря монахиня Георгия. Ею сразу же были сделаны важные шаги по укреплению статуса монастыря прежде всего как места молитвы.

19 июня 2011 из серпуховского Владычнего монастыря сюда прибыла чудотворная мироточивая икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Одна из самых почитаемых на Руси икон, она прославилась множеством чудотворений, главным образом – избавлением от пьянства, табакокурения, наркомании. Пребывание образа в Коломне, несомненно, стало важным событием в духовной жизни Брусенской обители и города Коломны в целом.

Важным свидетельством о роли монастыря в русской духовной истории стала и постоянная экспозиция об истории этой обители, открывшаяся в августе 2008 года в бывшем келейном корпусе монастыря.

Успенский Брусенский монастырь сегодня привлекает к себе многочисленных паломников и туристов со всех концов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *