Музей мерседес в штутгарте

Легенды трех столетий Александр Трохачёв, фото автора

В 1905 году кайзер Германии Вильгельм II имел неосторожность сказать: «Распространение автомобиля – явление временное». Он заблуждался, как и миллионы его соотечественников. В 1936 году в Штутгарте открылся музей, чья слава затмила известность самого императора. А с 2006 года в новом здании заводской экспозиции Mercedes-Benz в «Галерее знаменитостей» экспонируется оригинальный лимузин того самого Вильгельма II…

Рядом с Mercedes-Benz 770K кайзера Германии Вильгельма II на всеобщее обозрение выставлен бронированный лимузин императора Японии Хирохито с инкрустацией золотом по кузову. Есть здесь персональный Gelandewagen Папы Римского Иоанна Павла II с пуленепробиваемой капсулой, сделанный сразу после покушения на жизнь понтифика в мае 1981-го. Привлекает внимание родстер SLK принцессы Дианы и личный автомобиль барабанщика The Beatles Ринго Стара. Это поистине эксклюзивные экземпляры, а ведь есть и уникальные машины Готлиба Даймлера и Карла Бенца, которым на самом деле нет цены. Все они представлены в одном месте – Mercedes-Benz Museum.

…Два года назад свершилось то, о чем долгие годы мечтали все истинные фанаты марки Mercedes-Benz: в Штутгарте открылся новый автомобильный музей. Под его футуристскими сводами теперь выставлена уникальная коллекция технических творений сразу трех веков: XIX, XX и XXI. Экспозиция увеличилась и по площади, и по количеству экспонатов. Наконец-то нашлось место и многочисленным образцам коммерческой техники – «пожаркам», «скорым», «техничкам». Для потомков легендарных деятелей прошлого выставлены почтовые автобусы и автовозы, гоночные тягачи и трактора, газогенераторные машины и электромобили. Палитра раритетов, действительно, на зависть всем собраниям автомобильной техники.

«Мерседесовский» музей на прежнем месте, тоже в Штутгарте, был хорош, даже очень хорош. С экспозицией площадью 5760 м2 он являлся самым крупным заводским автомобильным музеем в мире. В нем можно было увидеть подлинные раритеты – от первого грузовика Daimler XIX столетия и первого автобуса Benz ХХ века до трак-рэйсингового Mercedes-Benz Atego периода миллениума и туристского лайнера Mercedes-Benz Travego третьего тысячелетия. При том что экспозиция насчитывала свыше 100 единиц техники, коммерческий транспорт был представлен более чем скромно.

Открытый в 1936 году заводской музей Mercedes-Benz впервые получил приличную крышу над головой только после Второй мировой войны, в 1961 году. Экспонаты были напичканы в нем по максимуму, но это не останавливало толпы туристов в их стремлении тратить километры кино- и фотопленки для того, чтобы запечатлеть автомобильные шедевры. Люди приезжали со всех континентов и порой проводили здесь целый день. За год через музей проходило полмиллиона человек! И наплыв посетителей год от года только увеличивался. С этим надо было что-то делать, и решено было построить новый музей – ультрасовременный, просторный, самый-самый.

До рождения идеи укрупнить музей дефицит свободных площадей не позволял воспользоваться запасниками. Уйма уникальных образцов техники прошлого пылилась вдали от посторонних глаз, дожидаясь встречи с посетителями. Наряду с шикарными легковыми автомобилями за рамками экспозиции оставался тяжелый транспорт: фургоны, грузовики, спецтехника. Практически полностью отсутствовали автобусы. В какой-то мере ситуацию спасало то, что техника, выпущенная до 70-х гг. ХХ века, была представлена в масштабных моделях-копиях. Согласитесь: для концерна, ставшего пионером в изобретении автомобиля в современном понимании, это по меньшей мере странно. Историческое наследие нуждается в демонстрации. А иначе, для каких целей его «мариновать»?!

Музей Mercedes-Benz в цифрах

Архитектор Сеть студий van Berkel & Bos, г. Амстердам
Дизайн Музея Профессор Х.Г. Мерц, Штутгарт
Закладка первого камня 17 сентября 2003 г.
Сдача объекта 3 марта 2005 г.
Церемония открытия 19 мая 2006 г.
Высота здания 47,5 м, 9 этажей
Внутренний объем 210 000 м3
Площадь здания 4800 м2
Вес здания 110 000 т
Выставочные площади 16 500 м2
Историческая экспозиция 9100 м2
Коллекционная экспозиция 5300 м2
Выставка новых технологий 1300 м2
Помещения для детей 700 м2
Количество автомобилей-экспонатов, в т.ч.:

  • Легковые автомобили
  • Грузовики, автобусы, фургоны
  • Гоночные и автомобили-рекордсмены
175
95
40
40
Экспонаты, связанные с историей автомобиля Более 1500

Авторы проекта решили не просто построить новое здание музея, а создать шедевр цифровой архитектуры. В непохожем ни на что другое сооружении требовалось разместить почти две сотни автомобилей, поэтапно отразив эволюцию самой узнаваемой в мире марки машин. Вот почему к работе были привлечены лучшие специалисты. Официальный старт проекту дали в 1999 году, когда на тот момент концерн DaimlerChrysler поручил собственному специальному подразделению разработать необычную концепцию действовавшего собрания раритетов. Авторам идеи понадобился год для того, чтобы определиться с историческим местом для будущей Мекки Mercedes-Benz. Выбор пал на Унтертюркхайме – район Штутгарта, прилегающий к главному производственному комплексу и штаб-квартире Mercedes Car Group.

Едва человечество отпраздновало приход миллениума, как был объявлен открытый конкурс на лучший архитектурный проект. Он длился с 2001 по 2002 г. и ставил перед участниками две основные задачи: разработать оригинальный дизайн здания музея и прилегающей территории, а также представить проект оптимальной организации движения на Мерседес-штрассе. Победителем конкурса стала голландская сеть студий van Berkel & Bos (точнее – архитектурное бюро UN Studio), чье руководство открыло шампанское после утверждения проекта правлением DaimlerChrysler в марте 2002 года. Строительство началось летом 2003 года и длилось всего 14 месяцев (весь комплекс – 2,5 года).

Итогом коллективных усилий стал сложный объект, не имеющий аналогов в мире. Специалисты сразу включили его в топ-десятку архитектурных шедевров мировой величины. Соединяющий две спирали, при своих гигантских размерах внешне он чем-то напоминает гигантскую молекулу ДНК. Но это после объяснения экскурсовода, с подачи архитектора Бен ван Беркеля. А до подсказки лично я воспринимал контуры здания музея как приземлившийся корабль инопланетян. Ну, а как еще можно было реагировать на загадочное серебристое здание из алюминия с окнами-иллюминаторами ленточного типа?! У него и энергетика какая-то неземная: при рассмотрении здание завораживает так, что глаз оторвать невозможно. Между тем под гигантским куполом разместилась экспозиция, вобравшая без малого две сотни автомобилей, не говоря уже о двигателях, заправочном оборудовании и бесчисленных аксессуарах. Создателям ультрасовременного места паломничества поклонников марки Mercedes-Benz удалось объединить два независимых друг от друга, но в то же время пересекающихся тематических раздела. Вот так: одним выстрелом – сразу двух зайцев…

Удивительно, но факт: в здании нет ни одного закрытого выставочного помещения, ни одной вертикальной стены! Каждый из 1800 крупноразмерных блоков стекла был заказан индивидуально. Благодаря элегантно закрученным бетонным спиралям автомобили можно рассматривать с близкого расстояния и на удалении, сверху, сбоку и в 3/4, а некоторые – даже снизу! Освещение отдельных залов искусственно приглушенное, но есть и залитые дневным светом площадки. А еще – небывалый простор для фотографов. Отсутствие низких потолков и мощная система вентиляции создают комфортные условия для осмотра экспозиции. И неудивительно, что некоторые люди проводят здесь весь день. После посещения музея понимаешь, что 150 млн. евро, инвестированные заказчиком, были потрачены не напрасно.

Серебристое здание нового музея грандиозно и снаружи, и изнутри. По его внешнему виду сразу и не скажешь, что в нем 9 закрученных спиралью этажей. Две эстакады сделаны для двух маршрутов экскурсий: по хронологии и тематическим разделам. Такое решение позволило подробно и чинно представить все эпохи и рубежи истории марки и компании, от появления первого автомобиля и его современности до будущего, запечатленного в потрясающих воображение концепт-карах. Величественность здания музея видится не только в его оригинальных архитектурных формах, но и в цифрах: при высоте 47,5 м оно стоит почти на шестиметровой искусственной насыпи. Подъехать прямо к центральному входу невозможно, и это сделано сознательно. Топая пешком от автобусной остановки или стоянки такси, вам дается шанс настроиться на предстоящее погружение в историю, оценить масштаб сооружения, ощутить себя если и не первопроходцем, то, по крайней мере, пассажиром машины времени.

Вдоволь поснимав снаружи, крутим дверь-вертушку и попадаем в настоящий автомобильный храм – единственный и неповторимый в своем роде. Именно это сравнение приходит само собой, когда внутри вы не обнаруживаете приземистого потолка: он где-то там, наверху, в небе. Да и привычных стен вестибюля не видно – будто Иван Васильевич растворил их во времени и пространстве. И пока вы переживаете эти волнительные моменты, на повестку дня встает дилемма: тут же отправиться в лабиринты истории или заглянуть в расположенный справа просторный шоу-рум. И, если честно, одолевает соблазн посетить магазин, на витринах которого представлены сотни коллекционных предметов, которые можно приобрести только здесь и нигде больше.

Вот небольшая группа восточных туристов (человек 50) скупает сувениры без разбора. После них, как после саранчи, прилавки остаются наполовину пустыми. Но поводов для беспокойства нет: продавцы тут же выносят со склада новые партии товара, и никто не замечает последствий «нашествия». Коллекционеры моделей Mercedes-Benz прилипают к витринам как дети. А возможность самостоятельно выбирать копии машин как продукты в супермаркете, еще стремительнее погружает их в мир увлечений. Здесь можно купить миниатюрные автомобили в масштабе 1:120, 1:87, 1:50, 1:43, 1:24, 1:18, 1:12, 1:10 и 1:8. Ну, чем не сказка?!

О шикарно иллюстрированных монографиях, фотоальбомах, значках, DVD-дисках, сувенирах и аксессуарах – отдельный разговор. Тут есть познавательные книги общего плана, а есть узко специализированные – вроде атласов по типам кузовов, назначению (пожарные, грузовые, автобусы) и определенным периодам. Можно купить диск с видеофильмом о пробеге «Париж – Пекин» и приобрести бесценный четырехтомник Вернера Освальда – самую полную историческую энциклопедию Mercedes-Benz. Лично я каждый раз пополняю здесь свою коллекцию. Не возбраняется и приодеться: бейсболки, футболки, рубашки, куртки тут для всех возрастов и комплекций. Есть сувениры строго для мужчин и только для женщин, но подавляющее большинство – универсальные.

Впрочем, пора на экскурсию. Перед погружением в историю важно определиться: пойдете вы осматривать все самостоятельно или с гидом, воспользуетесь новейшими коммуникационными системами или отдадите предпочтение бумажным буклетам, представленным на нескольких языках. К счастью, портативный электронный экскурсовод вещает и на русском языке – достаточно лишь направить аппарат на соответствующий экспонат и нажать кнопку. Хождению в толпе можно предпочесть одиночное плавание: уверяю вас – впечатлений будет предостаточно. Кстати, для экскурсантов предусмотрены два базовых тура: «Мифы» (Legend) и «Коллекция» (Collection). Разница в том, что второй по времени почти вдвое короче, хотя и начинаются оба сверху вниз.

Совершенно разные экспозиции можно рассматривать как отдельно, так и вперемешку. «Мифы», или как его еще называют «Тур легенд» предполагает рассмотрение истории бренда Mercedes-Benz в хронологическом порядке и посещение залов с техникой на семи этажах. А «Коллекционный тур» включает осмотр раритетов в пяти залах с одной из специфических тем, которую вы выберете. В любом случае сначала нужно подняться на верхний ярус в лифте-капсуле. Движется он не очень быстро – чтобы через его амбразуру вы смогли посмотреть фрагмент черно-белого (бывает и такое!) документального кино, проецируемого на противоположную стену. И это только увертюра к опере, которую вам предстоит прослушать и вкусить.

Соприкасаясь с этим великолепием, понимаешь, почему в первый год работы музея его посетили 920 тыс. человек со всего мира. Интуиция подсказывает, что расчеты авторов идеи на миллионную аудиторию обязательно сбудутся. Что ни говори, а интерес к автомобильной истории в мире постоянно растет. И какие бы годы ни значились на календаре, всегда найдутся люди, жаждущие взглянуть на автомобили знаменитостей и сильных мира сего. Будут и те, кто не устоит перед соблазном через века проникнуться духом марки – не только престижной, но и самой узнаваемой во всем мире.

Адрес музея:

Mercedes-Benz Museum GmbH

Mercedesstrasse, 100 70372 Stuttgart

Tel.: +49 (0) 711-17 30 000

Fax: +49 (0) 711-17 30 400

e-mail: mercedes-benz-museum@daimlerchrysler.com

Директор музея:

Михаэль Бок

Режим работы:

Вторник – воскресенье 9.00 – 18.00

Закрытие кассы 17.00

Прием групп по предварительной договоренности

Перерыв на обед отсутствует

Выходной день понедельник

Нерабочие дни национальные праздники Германии

Дети до 14 лет пускаются только в сопровождении взрослых

Цены на билеты:

Взрослый дневной

Дневной со скидкой*

Свободный дневной**

Взрослый годовой

Годовой со скидкой*

Симулятор (для людей ростом от 1,4 м)

Групповой (за одного посетителя)

Групповой с гидом (от 1 до 20 чел., 75 мин.)

Архитектурный тур (нем., анг. язык, 120 мин.)

Очарование технологией

Тур по заводу

8 евро

4 евро

бесплатно

32 евро

16 евро

4 евро

4 евро

60 евро

60 евро

бесплатно

бесплатно

*Для членов клуба Mercedes-Benz с клубной картой, преподавателей, студентов, школьников от 15 лет и старше, персонала военных и гражданских сервисных служб, пенсионеров, граждан 60 лет и старше, безработных.
**Для групп студентов и школьников, включая сопровождающих лиц, дети до 15 лет, водители автобусов, зарегистрированные тургруппы, журналисты, владельцы кредитных карт Mercedes-Benz.

О прогулке:

Мюнхен-Штутгарт дорога туда и обратно: ~ 440 км, 4 часа 30 мин
Поездка на поезде
Длительность всей прогулки: 1 день

Музей Mercedes-Benz:
Адрес: Mercedesstr. 100, 70372 Stuttgart
Время работы: втр.-вскр. 9:00-18:00, входной билет:8€

Музей Porsche:
Адрес: Porscheplatz 1, 70435 Stuttgart-Zuffenhausen
Время работы: втр.-вскр. 9:00-18:00, входной билет: 8€

Раскрыть карту на весь экран

Как добраться из Мюнхена

Могут ли быть в Германии дороги лучше, чем привычные всем автобаны? Да, могут. Для доказательства достаточно просто проехать по участку А8 между Мюнхеном и Аугсбургом, который называется а+. Мы решили проехать по нему и дальше по А8 до Штутгарта, где находятся 2 известных музея – Мерседес и Порше. Выехали в 8 утра и через 15 минут после выезда уже увидели табличку Willkommen bei a+. До Аугсбурга 70 км, дорога практически прямая почти без выездов. Как раз на таких участках можно действительно насладиться скоростью за 200, которая, собственно, сильно не ощущается. Мы проскочили эти 70 км примерно за 20 минут. Фантастика! Дальше были отдельные ремонтные участки, но все равно доехали до Штутгарта меньше чем за 2 часа. Также есть вариант добраться на поезде.

Музей Mercedes-Benz

В стоимость входного билета входит аудиогид, в том числе на русском. Так как у нас в программе был еще и Порше, мы решили отвести на Мерседес 2 часа. Сразу скажу, что этого маловато, экспозиции на 7 этажах, и нужно часа 3, чтобы внимательно все осмотреть. Отмечу, как правильно продуман осмотр экспонатов. Поднимаешься на лифте на 7-й этаж, где выставлены первые еще громоздкие, но уже шикарные машины. Далее спокойно спускаешься вниз по спирали здания, с каждым этажом переходя к более новым моделям, в результате особой усталости не чувствуешь. Музей оправдал наши ожидания, не зря его называют одним из самых интересных автомобильных музеев мира. Раритетные экземпляры, современные модели и гоночные с Формулы-1. Во многие можно сесть, покрутить баранку или погонять на симуляторе. Было видно, что даже многие женщины были в восторге от увиденного. О мужиках и говорить нечего. Пообедали внизу в ресторане, традиционные немецкие блюда типа шницель с жареным картофелем, но все очень вкусно.

Музей Porsche

Расстояние между двумя музеями 10 км мы проехали за 15 минут. Очень впечатлило здание музея – ультра-современное и в то же время красивое. Экспонатов поменьше, чем в Мерседесе, но зато какие! Весь модельный ряд Порше, начиная от первого, еще довоенного, до последнего Porsche Carrera с двигателем 600 л.с. Также есть аудиогид на русском. Мы посмотрели практически все за 2 часа, после чего посидели в баре на 1-м этаже, нужно было немного расслабиться перед обратной дорогой. На втором этаже музея есть известный ресторан для гурманов Cristophorus, потому что все блюда фирменные от Порше. Но и цены здесь раза в два выше, чем обычно. Подумали, что правильно сделали, перекусив в Мерседесе. Хотя все равно попали в перерыв (с 14.30 до 17.30), так что было без вариантов. Для гурманов же можем посоветовать: либо начать экскурсии с Порше музея и попасть в ресторан на лэнч, либо просто поужинать в Cristophorus, но тогда вернетесь в Мюнхен поздно вечером.

Справочная информация

Музей при заводе DaimlerChrysler существует с 1923 года. Новое здание музея построено перед главными воротами завода в районе Untertuerkheim в 2006 году. Вместе с штутгартским центром Мерседес и связывающим здания пассажем он образовывает гигантский комплекс «Мир Мерседес» ( Mersedes- Benz- Welt). Гениальное в архитектурном плане здание — проект » UN Studio», одного из самых инновационных европейских архитектурных бюро, его постройка обошлась в 150 млн евро. В плане он походит на трехлопастной лист клевера, в середине — треугольная площадка — «атриум», вокруг которой расположены выставочные пространства. До 1.200 посетителей может одновременно находиться в здании.

Более 120 лет истории автомобилестроения и около 1500 экспонатов представлено на 9 этажах музея. Здесь можно увидеть первые в мире автомобили Карла Бенца и Готтлиба Даймлера, первую модель Mercedes и еще около 160 автомобилей, каждый из которых символизирует новое событие в истории Мерседес. Это знаменитый гоночный автомобиль «Серебряная стрела», на котором Боб Бурман в 1911 году установил сенсационный мировой рекорд, развив скорость в 228 км. Лимузины и спортивные автомобили 20-х и 30-х годов, отличительные признаки которых — престиж, мощность, шик и комфорт, среди которых и специальный родстер Мерседес-Бенц 500 К, модели 260D — первый серийный дизельный автомобиль в мире и модель 170V- наиболее удачно продававшаяся модель «Мерседес-Бенц» довоенного времени. «Серебряные стрелы» послевоенного времени, также вписавшие славные главы в историю автомобильных гонок. Сконструированный на основе гоночного автомобиля легендарный «крылатый» Мерседес 300 SL Coupe, выпускавшийся с 1952 года серийно. Новейшие экспонаты с фантастическим дизайном. Осмотр экспозиции начинается на самом верхнем этаже, а потом выставка как бы спускается по закрученной спирали, которая опоясывает все этажи, представляя хронологическое развитие марки и триумф «Мерседеса». Завершается экспозиция рестораном и сувенирным магазином. Общая площадь выставки — 16.500 м2.

Немецкое название: Mercedes-Benz Museum

Фото: cubicroot / .com

Музей Mercedes-Benz в Штутгарте знаменит на весь мир огромной коллекцией машин известной немецкой марки Мерседес. Он располагается на одной территории вместе со штаб-квартирой Daimler AG и другими объектами концерна.

Считается одним из самых популярных музеев Штутгарта – обязателен для посещения!

История возникновения музея Mercedes-Benz

Первый музей корпорации был создан еще в 1936 году на заводе в Унтертюркхайме (Stuttgart). Открытие было приурочено к 50-летию концерна Daimler-Benz AG.

По мере увеличения числа экспонатов прежнего здания стало недостаточно, поэтому в 1955 году было принято решение построить новый комплекс.

Для размещения музея выбрали другой завод в том же Унтертюркхайме (Untertürkheim).

Разработчиками проекта выступили архитекторы Ханс Каммерер (Hans Kammerer) и Рольф Гутбир (Rolf Gutbier). Обновленный музей на территории в 1 200 квадратных метров открылся в 1961 году.

Реконструкция

В 1985 году было решено провести масштабную реконструкцию музея: на этот раз площадь увеличили до 5 760 квадратных метров, а фасад сделали полностью стеклянным.

Проект новой площадки создавался архитекторами Дитером Херманном, Кнутом Лорером и HG Merz.

Расширение коллекции

Уже к 2000 году компании пришлось задуматься о возведении отдельного комплекса: коллекция музея постоянно пополнялась.

Строительство началось в 2003 году по проекту фирмы-подрядчика UN Studio, которой руководил известный архитектор Бен ван Беркель. Открытие музея состоялось в мае 2006 года.

В 2015 году были проданы несколько моделей из уникальной коллекции – распродажа проходила в рамках программы «All Time Stars». Желающие могли купить модели премиальных, коллекционных и драйверских машин.

Архитектура музея Mercedes-Benz

Стеклянно-бетонное здание, в котором располагается музей, выглядит очень футуристично: напоминает трилистник с треугольной площадкой в центре, символизирующей логотип компании.

При внешнем осмотре кажется, что в нем 3 этажа, но на самом деле музей имеет целых 9 этажей. Экскурсия начинается с верхнего этажа, на который можно добраться на скоростном лифте.

Что посмотреть внутри

На территории в 16 500 квадратных метров находится свыше 160 моделей компании, выпущенных в разные годы.

Посмотреть все экспонаты музея можно по одному из нескольких маршрутов, предлагаемых на входе:

  • Первый — «мифический» путь, предполагающий знакомство с историей компании от первого изобретения до современных гоночных машин.
  • Второй – коллекционный маршрут – проведет вас по пяти залам, разбитым по типам автомобилей.

Помимо многочисленных легковых автомобилей в музее можно увидеть первые почтовые автобусы, мотоциклы, грузовики, пожарные и медицинские машины, уборочную технику, эскалаторы и вагонетки. Даже ранние двигатели внутреннего сгорания!

Среди экспонатов также представлены:

  • пожарный автомобиль Даймлера, выпущенный в 1892 году;
  • трехколесная повозка Бенца 1896 года;
  • Мercedes-Simplex 40PS 1902 года;
  • туристический Mercedes-Benz O 302, созданный в 1974 году;
  • Мercedes-Benz 770К и многие другие уникальные модели.

Здесь даже есть авто японского императора Хирохито, бундесканцлера Конрада Аденауэра и кайзера Вильгельма.

Отдельное пространство отведено гоночным автомобилям. Посетители могут даже принять участие в соревнованиях, разместившись в кресле кабины-симулятора.

Как добраться до музея Mercedes-Benz

Располагается по адресу Mercedesstrabe 100.

Доехать до музея можно:

  • по линии S1 на S-bahn – выходить на станции NeckarPark;
  • на автобусе № 56 до остановки Mercedes-Benz Welt.

Часы работы

Посмотреть музей можно в любой день, кроме понедельника. Открыт с 9.00 до 18.00. Будьте внимательны: кассы закрываются в 17.00. Музей закрыт 28 мая, а также 24, 25, 31 декабря.

Стоимость билета

По состоянию на 2020 год билет стоит:

  • 10 Евро для взрослого;
  • 5 Евро для детей от 15 до 17 лет;
  • бесплатно для детей от 1 до 14 лет.

На входе предоставляется аудиогид на русском языке.

Уточняйте расписание и цены на билеты, поскольку информация может меняться, на официальном сайте музея www.mercedes-benz.com/en/classic/museum/.

Экскурсии в Штутгарте

Посмотреть важные достопримечательности Штутгарта удобно в формате обзорной групповой экскурсии. Местный гид покажет главные места в городе, чтобы вы могли не отвлекаться на карту, и поведает об истории и культуре.

Посмотреть программу экскурсии подробно можно на сайте Weatlas.

Что еще посмотреть в Штутгарте

  • Старый замок
  • Монастырская церковь
  • Замок Солитюд

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *