Аничкин мост

«Укротители коней» на Аничковом мосту

Четыре скульптурные группы, получившие название «Укротители коней», оформляют Аничков мост на Невском проспекте. Они изображают различные моменты укрощения коня, символизируя борьбу человека с дикими, необузданными силами природы.


Аничков мост

Знакомство с этим замечательным скульптурным ансамблем лучше всего начинать с правой группы (если идти со стороны Адмиралтейства), следуя далее против часовой стрелки.


Конная группа на Аничковом мосту. Деталь

Юноша, встав во весь рост, пытается схватить под уздцы вздыбленного коня. Левой рукой он уперся в круп животного; развевающаяся драпировка подчеркивает динамику, напряженность момента. Поединок начался…


Конная группа на Аничковом мосту

Вторая группа: наступил острый момент борьбы — конь почти одолел человека, юноша, правой рукой опершись о землю, левой ухватил повод и с риском для жизни, из последних сил удерживает коня, взвившегося на дыбы.

В следующей группе — укротитель почти у цели: он прочно опирается на правое колено и крепко сдерживает постепенно покоряющееся ему животное.


Конная группа на Аничковом мосту

Наконец, поединок закончен. Юноша вновь поднялся во весь рост, натянул поводья и правой рукой уверенно схватил коня под уздцы. Победа на стороне юноши-атлета. Конь подчинился упорству и настойчивости человека. Эта группа завершает сюжетную линию всей скульптурной композиции.

Автор декоративных групп П. К. Клодт умел великолепно изображать животных. Еще на Академической выставке, открывшейся в 1833 году, шумным успехом пользовалась его модель скульптурной группы: конь, укрощаемый человеком. За эту работу вольнослушатель Академии художеств, в то время 28-летний офицер в отставке, был удостоен избрания в «назначенные академики», а скульптуру решено было использовать для украшения Адмиралтейской набережной: парные группы «Укротителей» предполагалось установить на берегу Невы. Однако скоро намерения изменились. В Петербурге в это время началось строительство нового моста через Фонтанку на Невском проспекте, и Клодт предложил украсить его декоративной скульптурой «Укротители коней». По первоначальному замыслу западную и восточную стороны моста должны были оформить дублирующие друг друга парные скульптурные группы, где человек изображен стоящим во весь рост.

Работа над скульптурой осложнялась тем, что в . 1838 году умер заведующий литейной мастерской при Академии художеств Екимов. Отливкой вынужден был заняться сам Клодт, проявивший себя незаурядным мастером литейного дела и даже удостоенный позже звания литейного мастера-академика. Уже в 1841 году «Художественная газета» отмечала «совершенство, до которого довел у нас П. К. Клодт литейное искусство… За короткое время он отлил много вещей, которые бы сделали честь лучшему литейщику».

В 1839 году были закончены первые две одинаковые группы, а в 1841 году — вторые; все они были установлены на Аничковом мосту к моменту его открытия 20 ноября 1841 года. Однако уже в 1842 году одна пара была снята и отправлена в Берлин в подарок прусскому королю, а вместо нее поставлены группы из алебастра, окрашенного под бронзу. В 1846 году отлитая для установки новая пара была также подарена, на этот раз неаполитанскому королю. (Обе пары коней сохранились как в Неаполе, так и в Потсдаме, под Берлином.) Только в 1850 году Клодт отлил две оригинальные новые группы (юноша поверженный и коленопреклоненный), после чего уже все четыре группы (две первоначальные и две — изготовленные по новым моделям) украсили Аничков мост.

Так возник один из прославленных в мировом искусстве скульптурных ансамблей.

При всем разнообразии групп, украшающих мост, Клодт сумел достичь удивительного единства, целостности смыслового и композиционного решения, великолепно передать динамику, порыв. Скульптура покоряет четкими пластическими формами, своеобразием применения ритма в размещении фигур: чередование стоящих и коленопреклоненных юношей, продуманное распределение коней то с наклоненными, то с поднятыми вверх головами.

В годы Отечественной войны скульптурные группы были сняты с пьедесталов и зарыты в саду Дворца пионеров имени А. А. Жданова. И только когда миновала опасность, они снова были поставлены на старые места.

Кони Аничкова моста неотделимы от ленинградского пейзажа: они органически слились с Невским проспектом, с его замечательными архитектурными сооружениями, с бурлящей жизнью этой оживленной магистрали города.

Аничков мост (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Вид на Аничков мост, Санкт-Петербург

Мост через Фонтанку на Невском проспекте, обрамленный четырьмя скульптурами укротителей коней, — один из самых узнаваемых мостов Санкт-Петербурга.

Общая длина моста — 54,6 м, ширина — 37,9 м. Аничков мост имеет три полосы движения, а также пешеходные тротуары.

Официальное его название «Невский мост» не прижилось. Название «Аничков» пошло от имени подполковника-инженера Михаила Аничкова, рабочий батальон которого отстроил слободу, находившуюся неподалеку. Он же принимал участие в строительстве моста. Истории же, возводящие название моста к некоей Аничке или Ане, — просто городские легенды.

Первый деревянный мост на этом месте был построен при Петре I в 1716 году и имел длину около 150 метров. Впоследствии мост множество раз менялся: расширялся, укреплялся, перестраивался в дереве и камне. Современный вид мост приобрел в середине 19 века. Три пролета, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича и облицевали гранитом. Появились чудесные чугунные перила, выполненные по эскизам немецкого архитектора Карла Шинкеля, изображающие русалок и морских коньков.

В 1841 году появились знаменитые конные скульптуры Клодта, отлитые в бронзе. Сначала на западной стороне «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». На восточной же стороне симметричные скульптуры устанавливались пять раз. Первую пару Николай I преподнес в качестве подарка прусскому королю — укротители и ныне стоят в Берлине в Клейст-парке. Вторые оказались в Неаполе — благодарность за гостеприимство королю обеих Сицилий от императрицы Александры Федоровны. Остальные «разбежались» по России. После Клодт решил не повторять скульптуры, а изготовил новые, показав четыре стадии укрощения коня.

Интересно, что две лошади, которые смотрят на Адмиралтейство, подкованы, а другие две — подков не имеют. Говорят, в 18 веке на Литейном располагались кузницы. Вот и получается, что кони идут на Литейный без подков, а обратно — подкованные.

Аничков мост относится к объектам культурного наследия РФ. За эксплуатацией моста ведется наблюдение, контролируется износ опор и покрытия, проводятся плановые реконструкции самого сооружения и скульптур. Во время ленинградской блокады укротителей снимали и закапывали в саду Аничкова дворца. А на одном из постаментов и сейчас можно увидеть след от артиллерийского снаряда.

Аничков мост справедливо считают одним из символов Санкт-Петербурга: восхитительные конные скульптуры можно лицезреть на фотографиях, на полотнах художников, а также узнавать в стихотворных строках многих поэтов. Сфотографироваться на фоне легендарных коней – это своеобразная дань туристической моде, ровно, как и «кормежка» монетками бронзового Чижика-Пыжика.

Нынешняя Фонтанка в начале XVIII столетия имела не слишком поэтическое название – Безымянный Ерик. И как раз через него возникла необходимость соорудить переправу. При всей нелюбви Великого Петра к мостам (царь желал, дабы все петербуржцы умели плавать на лодках) по его приказу в 1715 году была сооружена деревянная многопролетная переправа на свайных опорах.

Свое название она получила по имени инженера-подполковника Михаила Аничкова, руководившего солдатами строительного батальона. 150 м моста свободно перекрывали заболоченную пройму реки, но ширина проезжей части не позволяла разъехаться и двум подводам. Разводного пролета первоначально не было, что усложняло проход судов.

Более века в стройках и перестройках

Спустя 5 лет после постройки Аничкова моста, в 1726 году, в Канцелярию городских дел уже докладывали об обветшании деревянной переправы. Реконструкцию поручили инженеру Герману ван Болесу, позднее прославившемуся как мастер разводных мостов. Проект Аничкова моста стал его первой работой в этом направлении, а уже реализацией занимался Доменико Трезини. В результате реконструкции появился разводной пролет, позволяющий поднимать крылья моста при помощи специального рычажного устройства и цепей.

Так как мост был пограничным и через него въезжали желающие попасть в город, то в целях предосторожности рядом с ним построили караульный дом и утроили шлагбаум, ночью перекрывающий проход. Днем же на заставе проходила проверка паспортов, здесь же взимали плату за въезд – деньгами либо булыжниками, необходимых для мощения улиц.

Еще один капитальный ремонт мост пережил в 1742 году: тогда под переправу подвели новые сваи. Немногим позднее, в 1749, архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, правда, мало чем отличающийся от мостов того времени, но основательно укрепленный. По сведениям тех лет, это было необходимо для переправы подарка царю: по мосту должны были пройти слоны, посланные персидским шахом. Так, благодаря этим величественным животным оформленный под гранит и обшитый досками, мост перестал быть разводным.

А для украшения при въезде на переправу на высоких столбах водрузили фонари. Тогдашний мост был в 4 раза больше современного – более 200 м.

1780-1789 годы… Это время посвятили обустройству Фонтанки: возвели каменные береговые стены, обустроили спуски к воде. А уже в 1783 году по проекту Жана Перроне перестроили и Аничков мост. Теперь он был трехпролетным, гранитным, лишь средний разводной пролет остался прежним деревянным. Мощные каменные парапеты ограждали переправу. Правда, служили они не так уж и долго: на заре XIXвека на замену им поставили каменные тумбы, которые в точности повторяли ограду набережных.

Шли года, Санкт-Петербург все больше расстраивался, главная улица расширялась и обрастала новыми объектами, и вот уж Аничков мост стал узок и невместителен. К тому же и деревянная часть переправы стала приходить в негодность. Так пришло решение о ее конструктивной перестройке. В конце 1840 года утвердили и проект, ранее разработанный плеядой инженеров Андреем Готманом, Александром Редером и Иваном Буттацом. За строительные работы взялся подрядчик Макар Пименов.

Ломать – не строить, и в первую очередь разобрали старую переправу, а уже весной 1841 года заложили первый камень нового Аничкова моста. Проезжая часть нуждалась в срочном восстановлении, ведь для движения транспорта временно построили обходной непрочный деревянный мост. Мастера старались, и работа продвигалась довольно быстро: за короткий срок в несколько месяцев выложили три арки. Кирпичные своды даже облицевали розовым гранитом, что существенно приукрасило мост. Осенью все работы были окончены. На все про все для постройки одного из красивейших мостов понадобилось 6 месяцев. Дело оставалось за малым: для пущей красоты возвести скульптуры. И в ноябре на Аничковом мосту установили перила, гранитные пьедесталы и ограду. Последняя создавалась по рисункам немецкого зодчего Карла Шинкеля. Подобное изображение русалочек и морских коньков в свое время использовали при постройке берлинского дворцового моста.

Итак, работа завершилась, итоги подведены, и Министерство финансов представило отчет: строительство нового моста потянуло из казны более 195 тысяч рублей серебром. Но обновленный каменный мост стоил того! На торжественное открытие в ноябре 1841 года стекались толпы, дабы поглазеть на невиданное доселе чудо. Удивительные пропорции сооружения, единственные в своем роде скульптуры лошадей – все это в целом производило неизгладимое впечатление. Народ восхвалял строителей, поэты слагали стихи…

В январе 1842 года движение на Аничковом мосту было открыто.

Аничков мост: пример того, как надо «угонять» коней

Мост, сдается, соорудили, оставалось дело за малым: эстетически его оформить. «Небесная канцелярия» распорядилась следующим образом: как раз в это время местный скульптор-анималист Петр Клодт работал над фигурами коней, которых планировалось пристроить у Адмиралтейского бульвара. Но скакунам выпало иное предназначение – их переместили к Фонтанке: оригиналы установили на западном берегу, а с востока – гипсовые копии, мастерски оформленные под бронзу. В течение года Клодт создавал вторую пару конных групп, но, увы, те «ускакали» в Берлин в качестве подарка прусскому королю. Бронзовые фигуры на Аничковом мосту ветшали, а замена им появилась лишь в конце 1843 года. Но и тут, как оказалось, не судьба: три года на своем месте, а затем в путь – в этот раз к королю Сицилии. Неизвестно, послужило ли это своего рода знаком для скульптора, но в очередной раз Клодт создал абсолютно новую композицию. Наконец, в 1850 году скульптурная группа украсила мост. Четыре образа – четыре этапа обуздания животных человеком.

С момента водружения на постоянное место жительства, скульптуры еще дважды покидали «обжитую» площадь: во время войны их закапывали в саду Дворца пионеров, а в 2000 – отправляли на реставрацию к юбилею города.

Сколько ни перестраивай, а родной облик – самый удачный

То ли поспешное строительство в 1841, либо недочеты работников, но уже спустя год, а также в 1847, 1855 и 1899 годах по результатам осмотров специалисты выносили «приговор»: мост в аварийном состоянии – разрушается из-за существенных недостатков. В 1899-м стало понятно окончательно: требуется очередной капитальный ремонт. Все могло еще более усугубиться после решения пустить по переправе трамвай, поэтому медлить с ремонтом не следовало. Воссоздавать Аничков мост по старым чертежам – терять время и нести существенные финансовые затраты. Но городская общественность требовала воссоздания исторического облика моста, в тон ей вторила Академия художеств.

Архитектору Петру Щусеву поручили разработать новый проект, включающий гидроизоляцию конструкций, кладку кирпичных сводов и облицовку их розовым кирпичом. По этому проекту и был осуществлен ремонт в 1906-08 годах. Об удобствах прохожих тоже позаботились: узкие сходни заменили широкими ступеньками.

За несколько лет до начала Великой Отечественной войны на всем Невском проспекте, и, соответственно, на Аничковом мосту проложили асфальт.

Военные годы оставили свой след в истории моста: вражеские снаряды повредили гранитные парапеты и перила, но еще до окончания войны Аничков мост восстановили. Как память о прошлом, до сих пор на одном постаменте видна вмятина от снаряда.

Следующий капитальный ремонт моста провели уже в 2008 году: устранили трещины, произвели гидроизоляцию, заменили каменные блоки, отремонтировали арочные кирпичные кладки.

С архитекторами враждовать опасно… Интересные факты

В Санкт-Петербурге в XVIII веке лошадей подковывали на Литейном проспекте. С этим фактом связывают отсутствие подков у лошадиных скульптур, стремящихся к Литейному, и наличие их у лошадей «идущих» в обратную сторону.

Имея в своем кругу и друзей, и кровных обидчиков, Петр Клодт своеобразно отомстил одному из них. Он изобразил физиономию этого человека на самом «почетном» месте: под хвостом одного из коней. Говорили, лицо несчастного было довольно узнаваемым. Другие источники указывают, что скульптор изобразил Наполеона, в такой форме проявив любовь к России.

После одной из реконструкций в XIXвеке на переправе появилась табличка «Аничкин мост». Сие название очень уж пришлось по душе петербуржцам, тем более и легенда имелась соответствующая – трагическая любовная история, связанная с некой Анечкой и кем-то из строителей.

Подобное новшество не прошло мимо потомков подполковника Аничкова – они требовали незамедлительно исправить ошибку. Жалоба из городской управы добралась до думы, и название справедливо вернули.

«Партнер» №6 (81) 2004г.

Аничков мост. «Укротители коней» и история их странствий

Аничков мост через Фонтанку – один из самых торжественных и нарядных в Санкт-Петербурге. Величественны его гранитные устои, великолепна решетка, незабываемы скульптурные группы юношей, укрощающих коней – произведения скульптора П.К. Клодта.
И хотя мост связывает части всем известного Невского проспекта – главной магистрали города, сведения о его возведении, перестройках, убранстве и даже происхождении названия достаточно разноречивы. До сих пор неясно, почему назван мост Аничковым: из-за примыкавшей к нему Аничковой слободы или по фамилии военного инженера М.О. Аничкова, строителя первого в этом месте деревянного моста. Долгое время авторство литой чугунной решетки приписывали российскому архитектору и художнику-миниатюристу Александру Брюллову, брату знаменитого Карла Брюллова. Однако ныне доказано, что автором решетки являлся выдающийся немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель, создатель трехарочного Дворцового моста — Schloßbrücke на рукаве реки Шпрее в центре Берлина. Аничков мост в Санкт-Петербурге обнаруживает явное сходство с берлинским собратом. Кстати, и решетка Schloßbrücke своими изобразительными мотивами (чередующиеся прямоугольники –меандры с морскими коньками и русалками) чрезвычайно напоминает петербургскую. Будете в Берлине, обратите на это внимание. Кроме того, факты, а в данном случае даты, не оставляют места спорам. Аничков мост в Петербурге был выстроен и торжественно открыт в 1841 году, а Дворцовый мост в Берлине – на 17 лет раньше, в 1824 году. Кстати, в Берлине есть и подлинные клодтовские творения! Но об этом несколько позднее. Вернемся в Санкт-Петербург на наш любимый мост и обратимся к истории.
Известно, что в 1841 году на западных устоях Аничкова моста были установлены две первые скульптурные группы, вылепленные и собственноручно отлитые скульптором Петром Клодтом.
Первая группа (1838 г.) изображала уверенно шагающего юношу, ведущего коня под уздцы, вторая (1841 г.) – водничего, удерживающего рвущегося ему навстречу коня. По замыслу Клодта, на восточной стороне моста должны были находиться повторения обеих групп. Однако к торжественному открытию 20 ноября 1841 года изваяния еще не успели отлить в бронзе и на мосту временно установили тонированные под бронзу гипсовые копии. Когда же в 1842 году отливка вторых экземпляров укротителей была завершена, российский император Николай I решил отправить их в дар своему деверю прусскому королю Фридриху Вильгельму IV (Александра Федоровна, родная сестра Фридриха Вильгельма IV, была супругой Николая I ), которому во время визита в Петербург очень понравились клодтовские работы. Новые статуи из Кронштадта кораблем доставили в Штеттин и затем перевезли в Берлин, а на Аничковом мосту продолжали стоять их гипсовые копии. По приказу царя скульптор поехал в Берлин, чтобы лично руководить установкой «укротителей» у ворот Берлинского городского королевского дворца — Stadtschloss перед фасадом, обращенным к увеселительному саду — Lustgartenseite и нынешней Unter den Linden.
В Берлине царский подарок вызвал всеобщий восторг, а Клодту были оказаны самые высокие почести: Фридрих Вильгельм IV, меценат, знаток искусств, которого современники величали «романтиком на троне», удостоил скульптора аудиенции, где последнему преподнесли ценные дары: пакет с огромной по тем временам суммой – двумя тысячами золотых талеров и осыпанную бриллиантами табакерку. Придворные приглашали Клодта на обеды, вывозили на прогулки в окрестности; берлинские художники устраивали в его честь приемы. В 1845 году прусский король решил отблагодарить своего венценосного родственника за ценный подарок и прислал в Санкт-Петербург изваяния – аллегории славы, которые установили на колоннах в начале Конногвардейского бульвара.
Вернувшись в Россию, Петр Клодт снова принялся за литейные работы — гипсовые копии «укротителей» сильно обветшали. В 1844 году отливка была успешно завершена, но и на сей раз статуи не задержались на Аничковом мосту. В декабре 1846 г. государь Николай I в знак благодарности за пышный прием, оказанный в Италии Александре Федоровне, распорядился снять клодтовских коней с петербургского моста и отправить в подарок сицилианскому королю Фердинанду II Бурбону в Неаполь, где статуи были установлены у входа в Королевский сад. На осиротевшем Аничковом мосту вновь воцарились их гипсовые копии. По свидетельству современника и биографа Клодта В.П.Толбина, неаполитанцы отнесли бронзовых коней к числу величайших культурных ценностей, находившихся в то время в Неаполе, а сам Петр Карлович обрел европейскую известность и признание. Свидетельством тому стало избрание его почетным членом художественных академий Берлина, Рима и Парижа.
В 1849 – 1850 годах гипсовые копии с Аничкова моста, наконец, уступили место бронзовым статуям, отлитым, как и предыдущие, скульптором собственноручно, однако уже по новым моделям. Видимо, художнику надоели повторы. В результате образовалась композиция из четырех различных скульптурных групп, выполненных в модной по тем временам классической манере. Темой композиции стало укрощение коня человеком, возможно, с более глубоким античным философским подтекстом. Шли годы, и кони на Аничковом стали одним из привычных символов города.
Однако наступил момент, когда «укротителям» начала угрожать реальная опасность. В 1941 году, когда фронт приблизился к Ленинграду, клодтовские изваяния, к счастью, решили снять с пьедесталов и закопать в саду Дворца пионеров, бывшего Аничкова дворца. К счастью, ибо в ноябре 1942 года на мосту разорвалась крупная фугасная бомба, снесшая части мощной чугунной решетки и тумбы, державшие перила. От осколков пострадали и опустевшие гранитные пьедесталы «укротителей». Еще до окончания войны решетку отремонтировали, а утерянные части отлили заново. В период белых ночей, в ночь с 30 апреля на 1 мая, в преддверии победы, клодтовские скульптуры были, наконец, выкопаны, очищены и водружены на прежние места. Ленинградцы встретили это событие с ликованием: возвращение коней знаменовало возвращение к мирной жизни.
Перед празднованием 300-летия основания Санкт-Петербурга на средства российского «БАЛТОНЕКСИМ БАНКА» была проведена длившаяся около года реставрация статуй на Аничковом мосту, и в конце мая 2001 года помолодевшие клодтовские шедевры вернулись на свои постаменты.
Прочтя в Интернете сообщение об этом событии, мы вспомнили о царских подарках — «близнецах» «водничих» с питерского моста. Где они теперь и что с ними? О неаполитанских «лошадках» с Аничкова удалось узнать быстро: в 2002 году их реставрировали и водрузили на постаменты перед бывшим конюшенным двором Королевского дворца в Неаполе. Событие это сопровождалось торжественной церемонией при участии именитых гостей.
С выяснением судьбы берлинского подарка Николая I оказалось сложнее. Мы предприняли интенсивный поиск в русском и немецком Интернете, а также в обширной немецкой литературе о Берлинском городском королевском дворце, но либо не находили никаких указаний на нынешнее местонахождение клодтовских коней в Берлине, либо встречали ошибочные. Так, на одной из петербургских интернет-страниц, рассказывавших об Аничковом мосте, мы прочли: «Интересно, что недалеко от моста в Берлине, у главных ворот королевского дворца, установлены два клодтовских «укротителя», подаренные прусскому королю Россией». Это действительно было бы интересно, если бы ворота, как и сам огромный дворец с барочными фасадами, продолжали стоять на площади у начала знаменитого «Бульвара под липами» — Unter den Linden. Но, к сожалению, пострадавшее, но не уничтоженное войной, здание дворца было взорвано в 1950 году по приказу Вальтера Ульбрихта как символ «прогнившей прусской империи и …нацизма». (Что имело общего с ними несчастное сооружение?!)
Побывав в Берлине, в том числе и на Дворцовом мосту, нам «посчастливилось» увидеть так называемый Дворец Республики – невыразительное «асбестовое» сооружение времен ГДР, где раньше заседали правительственные функционеры, получившее прозвище «ламповый магазин Эриха (Хоннекера)». Выстроенное на месте великолепного королевского дворца, оно никак не вписывалось в архитектурную среду старого Берлина. Но ни перед Дворцом республики, ни рядом с ним не было и следа от прославленных «укротителей». Мы опрашивали знакомых берлинцев и осведомленных о местных достопримечательностях экскурсоводов – всё безрезультатно. И вдруг – первая ласточка! На одной из страниц Интернета, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга, под кратким, на полстраницы, описанием истории строительства и внешнего вида Аничкова моста мы обнаружили фотографию с изображением знакомой скульптурной группы. Однако фон скульптуры не был питерским, за это можно было ручаться: им служили зеленые насаждения и какое-то массивное, по всей вероятности, административное здание. Хотя в целом внешний вид скульптурной группы не производил впечатления заброшенности и ветхости, постамент ее обезображивали современные каракули, сделанными аэрографом. Эта деталь и вслед за ней современная фотопечать указывали на то, что фотография совсем недавняя! Комментарии к ней отсутствовали, но авторы страницы выражали благодарность фотографу Д. Леденцову за присланный снимок. Наши опасения по поводу того, пережили ли клодтовские кони войну, рассеялись. На фото запечатлен «близнец» с Аничкова моста, тот самый царский подарок, и находится он где-то в Берлине! Но где именно?.. Теперь оставалось это выяснить. Однако Берлин велик, а мы находимся в Дюссельдорфе, на почтительном расстоянии… Наверняка в Берлине есть люди, для которых наше «открытие» вовсе открытием не является, но мы ощущали себя настоящими следопытами, охотящимися за тщательно скрытым сокровищем. Тот, кто когда-либо занимался подобными вещами, поймет наш азарт.
Так как в литературе не удалось навести никаких справок о местонахождении скульптур, возникла идея обратиться в общество по восстановлению берлинского дворца (Förderverein Berliner Schloss). Там, безусловно, должны знать что-либо о судьбе клодтовских лошадок, украшавших когда-то дворцовые ворота. Отправив свой запрос электронной почтой, мы решили запастись терпением. Дело в том, что как раз в это время в правительстве шли дебаты по поводу сноса Дворца Республики и воссоздании Берлинского дворца как старинной архитектурной доминанты столицы и, таким образом, о придании законченности ансамблю исторического центра Берлина. Активнейшим участником обсуждения являлся глава, организатор и идейный вдохновитель общества, настоящий подвижник своего дела, Вильгельм фон Боддиен (Wilhelm von Boddien).
К нашему удивлению и радости ждать пришлось недолго: дней через десять мы получили ответ, подписанный самим господином Вильгельмом фон Боддиеном, где указывалось, что «укротители коней» не пострадали в войну и незадолго до ее окончания были демонтированы с постаментов у дворца. Ныне они находятся в Кляйст-парке (Kleist-park) возле Потсдамской улицы (Potsdamer Strasse) в Западном Берлине перед бывшим зданием Контрольного совета четырех союзнических держав. Состояние скульптур очень хорошее, и после реконструкции дворца они займут свое первоначальное место.
Уважаемые бывшие и нынешние петербуржцы! Приехав в Берлин, посетите, по возможности, Кляйст-парк, являющийся частью бывшего Ботанического сада, и поклонитесь памятникам нашей истории и культуры!
В 1911 году парк обрел имя выдающегося немецкого писателя и драматурга Генриха фон Кляйста (1777 – 1811) в день 100-летней годовщины со дня его смерти. В здании, служившем фоном к фотографии Дмитрия Леденцова, построенном в 1909 – 1913 гг., первоначально заседала прусская Судебная палата. В годы нацизма здесь проходили показательные процессы над борцами сопротивления. После 1945 года в нем располагался Контрольный совет четырех союзнических держав и было подписано соглашение о Берлине (1971 г.), упростившее процедуру въезда жителей Западного Берлина в Восточный, а также гражданского транзитного проезда из ФРГ в Западный Берлин (для этого требовалось пересечь часть территории ГДР). С 1992 года здесь проходят заседания Берлинского Конституционного суда.
Выражаем сердечную благодарность обществу «Förderverein Berliner Schloss» и лично господину Вильгельму фон Боддиену за предоставленные сведения о клодтовских «укротителях» и желаем скорейшего осуществления намеченных планов.
Большое спасибо также Петру Соболеву: первое – за размещение на своем сайте в Интернете (см. www.enlight.spb.ru) фотографии Д. Леденцова, исчезнувшей со страницы официального петербургского сайта; второе – за удовольствие, доставленное огромным количеством его собственных великолепных(!) снимков Санкт-Петербурга. Настоятельно рекомендуем заглянуть!
И, конечно, наш поклон фотографу Дмитрию Леденцову (если Вы откликнитесь, будем рады знакомству), а также авторам французского сайта www.berlin-en-lignе.com, недавно поместившим фотографии бывшего Контрольного совета в Кляйст-парке и скульптурную группу Клодта в другом ракурсе (к сожалению, фамилии фотографов неизвестны).

Елена Лопушанская (Дюссельдорф)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *